Пересматривая как-то любимые советские фильмы, мы заметили, что они захватывают не только сюжетами и талантливой актёрской игрой. Проникнуться историей жизни экранных героев, погрузиться в их быт, раскрыть черты характера и замысел сцен – в этом помогает оформление киноинтерьеров. И как видно, художники-постановщики тщательно прорабатывают в них каждую деталь.
Предметы советской эпохи навевают разные мысли: одним они напоминают о коммуналках и тотальном дефиците, другим – беззаботное детство и бесшабашную юность. Многое из «советского стиля» кажется теперь нелепым и странным, но некоторые его атрибуты дизайнеры удачно вписывают в современные пространства, придавая им оригинальность и особый шарм. Давайте же вспомним интерьеры советского кино, в которых живут наши любимые герои.
Двушка семьи Горбунковых из «Бриллиантовой руки»
Едва появившись на больших экранах, кинокомедия Леонида Гайдая сразу завоевала всенародную любовь и побила рекорды советского кинопроката: в 1969 году её увидели почти 77 миллионов человек!
Семья старшего экономиста «Гипрорыбы» Семёна Горбункова проживает на Донской улице города Сочи, в доме № 92 (кстати, эта пятиэтажка и сегодня находится на том же месте, и за 50 с лишним лет практически не изменилась). В то время миллионы советских граждан получили собственное жильё, причём бесплатно. И хотя квартиры были небольшие, с узкими коридорами и крохотными кухнями, люди с радостью перебирались в них из старых бараков и коммуналок.
Для современного человека интерьер сочинской двушки выглядит довольно скромно, но для 60-х годов эта обстановка была актуальной и стильной: сервант под «орех» с посудой за стеклом, несколько мягких стульев с красной обивкой, чёрно-белый телевизор «Старт-3». Глядя на полированный стол и лакированный паркет, можно убедиться в материальном благополучии семьи. Тарелки с цветочным орнаментом, а также металлические экраны, скрывающие чугунные батареи, говорят, что Горбунковы таки смыслили в интерьерной моде.
Квартира советского инженера из комедии «Иван Васильевич меняет профессию»
Фильм, снятый по пьесе Булгакова «Иван Васильевич», покорил сердца миллионов: в 1973 он стал лидером проката советского кино, а многие фразы героев тут же ушли в народ. Действия кинокомедии разворачиваются на Новокузнецкой улице в доме под номером 13: эта новенькая многоэтажка из розового кирпича с извилистым фасадом как нельзя лучше контрастировала с эпохой царя Ивана Грозного. Но обстановку в квартире учёного, а также подъезд, лифт и лестничные клетки воспроизвели и снимали на «Мосфильме».
Помимо прихожей и кухни, здесь есть большая комната и кабинет, где талантливый инженер проводит свои эксперименты. В отличие от квартиры соседа-стоматолога Шпака, напичканной антикварной мебелью, заграничными камерами и магнитофонами, жильё героя Демьяненко выглядит гораздо скромнее: вместо заморской техники – чёрно-белый телевизор «Рубин-106» да обычный советский холодильник, из мебели – книжные полки и простенький кухонный гарнитур. С декором ещё проще: в квартире есть только аквариум, а на стенах – одинокое кашпо и изображения Зиночки.
Стены кухни оформлены глянцевой плиткой размером 15х15 – так было принято в Советском Союзе. Что касается портьер, то они выглядят очень даже современно.
Однушка сантехника-тунеядца Борщова из «Афони»
В 1975 году рекордсменом советского кинопроката стал фильм Георгия Данелии «Афоня» – его посмотрело более 62 миллионов зрителей! Удивительно, но бессовестный, наглый, постоянно пьяный герой Куравлёва вызывал у советских людей симпатию и сочувствие.
Согласно сюжету события происходят в Ярославле, на проспекте Дзержинского 59. Холостяцкое жилище Борщова выглядит уныло: изрядно «уставшие» обои в цветочек, видавший виды паркет, отвалившаяся во многих местах плитка, разбитое зеркало, пара торшеров с дырками. Комнату освещает одинокая лампочка, картину полного запустения дополняют разбросанные консервные банки и прочий мусор.
Обстановка квартиры тоже навевает грусть: потрёпанный диван, тумбочка, кровать, деревянный стол, несколько стульев. Здесь нет даже самого простенького телевизора, радиоприёмника и любых других средств информации. Только местами наклеенные плакаты и страницы из журналов – в Союзе их часто клеили на стены, двери и фасады шкафов.