Кто из нас не хочет иметь благоустроенное, уютное, а главное – собственное жильё? И трудно поверить, что когда-то мечтой многих была коммунальная квартира, которую приходилось делить с незнакомыми, порой малоприятными людьми.
Процесс создания коммунальных квартир
Сдавать жильё одновременно нескольким семьям стали ещё в конце XVIII века, причём сдавали не только отдельные комнаты. Используя перегородки и занавески, особо предприимчивые хозяева квартир делили помещения на несколько самостоятельных участков, так называемые «углы». Дело это было прибыльным, а коммунальное жильё долго пользовалось спросом.
Новый этап в истории коммуналок начался после революции, когда согласно указу Ленина в просторные квартиры состоятельных горожан стали вселять всех, кто нуждался в жилье. Такие насильственные «уплотнения» применялись к квартирам, где количество комнат было равным или превышало количество жильцов.
Людей, по одному или целыми семьями, заселяли без оглядки на социальный статус и жизненные интересы. И хотя у каждого была своя комната, коридор, кухню и санузел приходилось делить. В результате коммунальная квартира напоминала муравейник, где возникали ссоры, кипели страсти и переплетались судьбы.
Жильё, пережившее Советский Союз
Коммуналки, задумывающиеся как временное жильё, определили быт советских граждан, стали частью городской субкультуры и даже пережили Союз. Не оставались в стороне и деятели искусства: в коммунальной квартире происходит действие известных советских фильмов «Покровские ворота», «Пять вечеров», «Девушка без адреса». А портретист К.С. Петров-Водкин наглядно изобразил реалии социальной жизни в картине «Новоселье» (1918).
На полотне мы видим новых хозяев жизни, переехавших в непривычное для них жильё. А также немой диалог, который ведут предметы быта противоположных слоёв: деревенские дорожки, расстеленные на паркетном полу большой залы и простые табуреты, расставленные между резными стульями рядом с большим зеркалом, на фоне стен, украшенных картинами в золочёных рамах.