Традиционное жилище саамов можно смело ставить в ТОП по экологичности, минималистичности, и экономичности. На постройку аутентичного саамского дома, который называется вежа-куть, уходит не больше недели, а стройматериалы можно подбирать вокруг стройплощадки, без преувеличения. Не верите?
Способ постройки
Со стороны вежа очень похожа на обычный холм около пяти метров в диаметре и не более двух – в высоту, выложенный древесной корой, шкурами, или дёрном. Каркасом ему служат 2 пары жердей, «вал-тэг», чьи нижние концы вбиваются в землю, а верхние – скрепляются между собой вверху, образуя потолок. Эти пары располагают параллельно друг другу и скреплялись пятой, горизонтальной балкой «сув-мур» или дымовой жердью.
К полученному каркасу вплотную друг к другу прислоняли еловые и березовые толстые ветки, покрывая корой и дерном, и, для прочности, фиксируя еще жердями сверху. Для постройки зимнего варианта вежи вместо дерна использовались выделанные шкуры.
В одной из стенок вежи устраивали дверь, для крепления которой использовались железные и деревянные, а еще раньше кожаные или роговые петли. Дверь традиционно открывалась наружу, чтобы при входе и выходе она сразу захлопывалась, максимально сохраняя тепло.
Отопление
Такой дом отапливался при помощи самого простого очага – посередине вежи укладывали несколько каменных плит, на которых разводили огонь, а иногда обходились камнями, выложенными кольцом прямо на земле.
К «дымной» жерди крепили крюки, «аввели», на которые вешали котлы и чайники во время приготовления пищи. Дым из помещения уходил через отверстие в крыше – его оставляли специально для этих целей. Во время дождей или морозов это отверстие накрывали шкурой после того, как костер прогорит.
Для защиты от холода саамы нередко сооружали нечто вроде сеней, устанавливая дополнительные жерди перед входом и накрывая их, а то и вовсе лепили предбанник из снега.
Освещение
Традиционно напротив входа в веже располагался еще один маленький вход, «поасс-укс», имевший сакральное значение – через него мужчины отправлялись на промысел – рыбалку или охоту, через него же возвращались домой с добычей. Женщинам использовать поасс было запрещено.
Напротив укса, снаружи, устраивали домашнее святилище – что-то вроде лавки с установленными на нее идолами, а дорогу от него ко входу устилали еловым лапником.
В более позднее время поасс-укс утратил свое сакральное значение, а вместо него стали сооружать обычное окошко, «иккен», которое затягивали рыбьим пузырем. Еще позже отказались и от этого, а наличие окна стало свидетельством высокого уровня благоустройства.
Продвинутым вариантом вежи считался проект со срубом, когда основанием для шатра служила не земля, а несколько деревянных венцов. Тогда каркасные жерди вбивались не в землю, а в специальные пазы, выдолбленные в массиве дерева, а полом в веже служила не земля, а деревянный настил.