Этот титул, без всяких сомнений, носит британский архитектор и дизайнер арабского происхождения Заха Хадид. Здания, построенные по ее проекту, разбросаны по всему миру. Ее почерк невозможно спутать ни с чьим другим, ее творения игнорируют общепринятые нормы и бросают вызов самим основам архитектуры.
Ее история
Заха Хадид родилась в багдадской обеспеченной семье. Изучала математику в Американском университете Бейрута, а потом отправилась в Лондон, чтобы постичь искусство архитектуры. Там она впервые встретилась с Ремом Колхасом, который стал ее наставником. Ее карьера началась в бюро Колхаса ОМА, в 1977 году. Но, не проработав там и трех лет, Заха вернулась в Лондон и открыла собственную архитектурную компанию.
Казалось бы, удача на ее стороне. Одна за другой, ее работы выигрывают награды на престижных конкурсах, но неизменно отправляются в стол. Ее смелые идеи столкнулись с нерешительностью заказчиков воплотить в жизнь столь нестандартные архитектурные решения.
Множество наработок, сделанных в те годы остались мечтами, воплощенными только на бумаге. Среди них обитаемый мост через Темзу, перевернутый небоскреб и куб, венчающий горную вершину.
Становление ее карьеры
Первое строение по ее проекту было возведено лишь в 1986, в Берлине. Этому поспособствовали активные феминистки в рамках борьбы за право женщин участвовать в развитии немецкой архитектуры.
Только в 1993 году, после возведения здания пожарной части для мебельной компании Vitra и участия в строительстве американского центра современного искусства, к ней начали присматриваться более пристально.
А в 2010 году она стала первой женщиной в истории, удостоившейся престижной Притцкеровской премии, которую вручают за выдающиеся достижения в области архитектуры.
Ее работы
Архитектура Хадид отличается художественным подходом. Она отвергла функционализм модернистов, ей также чужд постмодернистский ироничный взгляд. Складывается впечатление, что она руководствуется какой-то собственной историей искусства. Она была верна своим идеям и мечтам, за что ее порядочно критиковали. Так римский музей современного искусства вышел настолько самобытным, что производит большее впечатление, чем его экспозиции. По сути, это здание стало монументом самому себе.
Заха Хадид не ограничивалась лишь архитектурой. У нее есть эксперименты в жанре инсталляции, проекты мебели, обуви и даже драгоценностей.
Ее вдохновение
Заха отмечала влияние, оказанное на ее творческий взгляд русским авангардом, и, в частности, Казимиром Малевичем. Во многих ее живописных полотнах прослеживается его супрематические нотки, а в названиях звучит термин «тектоника».
Заха Хадид много раз бывала в России, читала лекции и проводила мастер-классы. А в 2015 в Эрмитаже была представлена ретроспективная выставка архитектора.
Ее наследие
Этой гениальной художницы уже нет в живых. Но еще строятся восхитительные здания, поражающие изломанными линиями острых углов и нежностью плавных линий по замыслам женщины-творца. Заха Хадид не была феминисткой и не внесла весомого вклада в мировую эмансипацию. Зато ее наследие, ее женское начало навеки изменило современное представление об архитектуре, которую до этого создавали мужчины.