На парижской площади Вогезов всегда многолюдно. Во-первых потому, что это одна из красивейших площадей французской столицы, а во-вторых здесь находится дом-музей Виктора Гюго. В него часто захаживают туристы, чтобы больше узнать о жизни писателя и его неожиданных увлечениях, ведь Гюго был не только талантливым автором: он хорошо рисовал, разрабатывал предметы обстановки и испытывал настоящую страсть к старинной мебели.
Дом, где бывали известные люди и где написаны лучшие романы
В 1832 году в одной из квартир особняка Роган-Гемен, что на Королевской площади (ныне площадь Вогезов), поселилась семья Гюго. Супружеская пара – Виктор и Адель, и их четверо детишек комфортно разместились на площади 280 квадратных метров. К тому времени был выпущен роман «Собор Парижской Богоматери», и к писателю, которому исполнилось всего 30 лет, пришла слава.
В арендованных апартаментах семья прожила долгих 16 лет, в которых было много счастливых и горестных моментов. У них часто бывали друзья – Готье, Бальзак, Россини, Мериме, Дюма. К слову, свою Миледи из «Трёх мушкетёров» Дюма поселил в том же особняке на Королевской площади. В этой квартире Гюго создал свои лучшие произведения, в числе которых «Мария Тюдор», «Лукреция Борджиа», «Лучи и тени», стал членом Французской Академии и Национального Собрания. И здесь же оплакивал дочь Леопольдину, утонувшую в Сене вместе с мужем.
Дом-музей Виктора Гюго
Идея создать дом-музей в той самой квартире принадлежит драматургу Полю Мерису, давнему другу и душеприказчику Гюго. В 1902 году, к 100-летнему юбилею писателя, Мерис дал денег на покупку дома и подарил музею все, что оставил ему автор: книги, рукописи, рисунки и мебель.
Музей-квартира Виктора Гюго открылась в июне 1903 года. Посетители входят в роскошно оформленный подъезд, поднимаются на второй этаж и попадают сначала в прихожую, а затем в китайскую гостиную, одна из стен которой заставлена стеллажами с расписными китайскими тарелками. (Писателю нравилось китайское искусство и, кстати, стеллажи разрабатывал он сам). Далее посетители переходят в столовую, выполненную средневековом стиле, а потом заходят в спальню: здесь стоит кровать, на которой Виктор Гюго умер.
Уникальная мебель дома-музея
В доме много оригинальных предметов мебели. Автор любил мебель эпохи Возрождения: он ее собирал и превращал в нужные ему вещи, например, из деталей письменного и журнального стола получился красивый и удобный письменный стол. А еще Гюго испытывал страсть к старинным морским сундукам: находил их и приспосабливал под свои нужды. (Хотя, скорее всего, совершать все эти перевоплощения писателю помогали столяры).
Вся мебель в доме-музее та же, что и при жизни Гюго. Правда, расставлена она по-другому, да и планировка квартиры утрачена, ведь жилье не единожды перестраивалось. Но воссоздать обстановку все же удалось – пришлись кстати воспоминания наследников и обслуживающего персонала. Рассказывают, что очень помогли полотёры – им-то не помнить, где и какая мебель стояла!