Мы привыкли ставить живые растения на подоконники, но еще пару столетий назад у цветов была своя мебель. Появилась она во Франции в конце XVII столетия и называлась «жардиньерка» (что переводится с французского как «садовница»).
Забытая мебель для цветов
Жардиньерка напоминала небольшой столик без столешницы – вместо нее была прикреплена корзина, ящичек или другая емкость для цветов. Легкую подставку, этажерку, фарфоровую вазу, обычный ящик и любой другой предмет, который использовался для размещения комнатных растений, тоже называли жардиньеркой.
От незамысловатых подставок до шедевров
В 50-х годах XIX столетия в Россию пришла мода на экзотические растения. Домашние оранжереи росли, как грибы после дождя, и жардиньерки были на пике популярности. Но русские мастера всегда отличались талантом и изобретательностью, и скоро в России появился свой вид мебели для цветов.
Это была ширма (перегородка), сделанная из дерева ценной породы и украшенная искусной сквозной резьбой – каждый экземпляр можно отнести к истинным произведениям столярного искусства. Представьте себе опору в виде дерева, будто бы изогнутого под порывами ветра, как струятся по нему вьющиеся растения, и как причудливо переплетаются между собой живые и резные деревянные листья. Такая мебель привносила в дом ощущение свежести и чистоты.
Опоры с живыми цветами часто размещали возле больших зеркал, за спинками кресел и диванов. Для украшения мебели использовали фарфоровые вставки, золоченую бронзу и живопись, но в зависимости от веяний моды декор менялся.
Как защищали мебель от влаги
Мастера предусмотрительно снабжали мебель для цветов специальной оцинкованной емкостью, в которую ставили горшки с растениями. Этот элемент должен был защищать деревянные детали от лишней влаги или случайно пролитой воды.
Но как не старайся, постоянная влажность делала своё дело. Лаковое покрытие постепенно разрушалось, и если своевременно не принять меры, повреждалось дорогое дерево, из которого была сделана цветочная подставка или ширма.