В числе самых удивительных и запоминающихся кресел в истории мебели значится изделие, созданное петербуржским резчиком по дереву Василием Петровичем Шутовым. Сегодня кресло Шутова можно встретить практически в любом отечественном краеведческом музее: его спинка напоминает дугу конской упряжи, в доску сидения вонзаются два топора-подлокотника, а сзади лежат забытые кем-то рукавички.
Допетровская Русь в предметах искусства
В отличие от наших современников, которые часто творят с оглядкой на Запад, российские архитекторы, художники и музыканты 2-й половины 19 века старались отразить богатое наследие своего народа. В их произведениях Допетровская Русь представала в былинно-сказочном обличье, а Подмосковное Абрамцево и Талашкино Смоленской губернии стали центрами культурной жизни, ознаменовавшими расцвет русского стиля.
Одна из ярких работ того времени – самобытное деревянное кресло резчика Шутова. Его с конца 19 до начала 20 века можно было встретить в домах аристократов, интеллигенции и простых горожан, а самым почетным местом для него стал кабинет императора Александра III.
«Дуга, топор и рукавицы»
Такое название получило кресло, представленное Василием Шутовым в числе других своих столярных изделий в 1870 году на всероссийской петербуржской выставке. Казалось, что оно сделано из первых материалов, что попались под руку, и вполне могло быть предметом меблировки крестьянской избы.
Подлокотники в виде топоров и дугообразная спинка, на которой вырезаны знакомые всем ямщикам прибаутки вроде «Тише едешь – дальше будешь», выделяют изделие среди другой мебели. Неудивительно, что именно этому самобытному стулу, выполненному в крестьянском стиле, досталась бронзовая медаль.
Для мастера это была настоящая победа! Ему сразу же заказали 50 копий кресла. Более того, Шутов получил особую привилегию от Департамента торговли и мануфактуры, согласно которой никто кроме него не мог производить знаменитые кресла в течение 10 лет. А когда срок привилегии закончился, и за изделия Шутова принялись другие мастера, они обросли новыми деталями: появились музыкальные инструменты, другие пословицы и т.д.
Остается добавить, что необычные кресла стали ярким образчиком произведений в «русском стиле» и заняли достойное место в истории мирового дизайна.