Бесспорная связь цвета с определённой формой (красного с квадратом, жёлтого с треугольником, синего с кругом) стала своеобразным ключом к развитию цветовой культуры человека. На этих же принципах основана модная сегодня тенденция в плоскостной раскраске стен, которая прослеживается в работах современных дизайнеров. Так почему теория, которую вывел Иоханнес Иттен более полувека назад, и сейчас является основой при выборе цвета для интерьера?
Цветовой конструктор Иттена
Иоханнес Иттен — педагог, крупнейший исследователь цвета и автор «форкурса», — самого значимого нововведения Баухауса. Созданный Иттеном цветовой конструктор использовался не только для функциональных нужд производства. Разработка его подхода пришлась на время, когда в моде были спиритизм, гипноз и различные виды оккультизма. А цвет со своей внутренней энергетикой имел мировоззренческую основу.
Неслучайно в самом начале и в конце книги Иттена «Искусство цвета» есть ссылки на древние индийские Веды. А медитации, которыми он начинал занятия со студентами в Баухаусе, учили подчинять тело духовному созерцанию мира.
Согласно теории мастера, все цвета делятся на две группы: ахроматические (белый, чёрный и все оттенки серого) и хроматические (все остальные цвета спектра). Кроме того, Иттен сформулировал 7 типов цветовых контрастов: по цвету, по глубине цвета, контраст холодного и тёплого, контраст цветового насыщения, контраст дополнительных цветов, контраст цветового распространения, симультанный контраст.
Использование методики цветового анализа в дизайне
Прошло 60 лет: это определённый жизненный цикл для культуры и новый виток переосмысления событий и моды середины прошлого столетия. Но почему эта система всё так же актуальна?
На первый взгляд приём кажется простым. Однако помимо создания WOW-эффекта, он помогает решить массу задач. Прежде всего, это возможность быстро обновить интерьер. К тому же, это универсальный способ деления пространства на зоны: он понятен для любого из нас, поскольку у каждой зоны свой цвет.
Чистые не смешанные цвета, которые обычно используются в колор-блоках, поднимают настроение и служат средством самовыражения. Повальное увлечение людей психологией цвета в интерьере вот уже несколько сезонов является главным критерием, который должны учитывать дизайнеры и декораторы. Многие отважились на смелые эксперименты со сложными оттенками цветов.
“Инстаграмность”, публикабельность современных интерьеров — ещё одна причина популярности данного тренда. Как показывает опыт, минималистические интерьеры с плоскостным декором выглядят в социальных сетях эффектнее всего.
Кроме того, изображения интерьеров в 2D-декоре практически не требуют компьютерной обработки, обязательной для публикации интерьеров в классическом стиле. Тут нельзя не упомянуть графический дизайн – самую продвинутую сферу, с которой начинали свои исследования цвета на только Иоханнес Иттен, но и представители поп-арта, и члены дизайн-группы Memphis.