Мировой истории Наполеон известен как император Франции, превративший страну, терзаемую политическими разногласиями и упадком в экономике, в одну из самых мощных и влиятельных держав в Европе. С началом периода империи в стране стала формироваться новая аристократия, а тон в искусстве (прежде всего в декоративно-прикладном) задавал двор Наполеона.
Возрождение классических идей
Придворные архитекторы не стали изобретать что-то новое, а решили обратиться к классике. Желание возродить классические идеи возникло не на пустом месте: мастеров вдохновили иероглифические мотивы египетских кампаний и классические узоры археологических находок, что были обнаружены во время раскопок Помпей и Геркуланума.
Античные формы, сюжеты и узоры, провозглашавшие победу и славу, нашли отражение не только в архитектуре, но и в декоративно-прикладном искусстве. Благодаря их использованию возник величественный и мощный стиль ампир, а за Францией закрепилась слава наследницы трех великих цивилизаций – Греции, Рима и Египта.
Визитной карточкой ампира стали растительные и животные мотивы: лист аканта, стилизованная жимолость (анфемион), лапы зверей, изображения орла и дельфина. Обязательным элементом стиля были розетки и лиры, а для украшения использовалась позолоченная бронза.
Официальные архитекторы Наполеона
Шарль Персье и Пьер Франсуа-Леонар Фонтен – наиболее яркие и влиятельные архитекторы, работавшие в стиле ампир с начала до середины 18 века. Им поручались самые ответственные задания, а именно реконструкция императорских резиденций, включая замок Мальмезон – частную резиденцию Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне. Персье и Фонтен значительно преуспели в своем деле и даже создали «Руководство по оформлению в стиле ампир», которое стало настольной книгой для начинающих мастеров.
В 1815 году Наполеоновская империя пала, а рожденный в ее бытность стиль ампир еще многие десятилетия не выходил из моды. Во второй половине 19 века ампир праздновал свое возрождение, и его сильные линии до сих пор сохраняют свою популярность.