В 19 веке владение рукоделием считалось одним из достоинств дам. Девочек учили этому с самого детства, и даже знатные особы прекрасно владели всеми его видами. С рукоделием можно было приехать даже на званый вечер. Вспомним Анну Павловну Шерер, любительницу устраивать светские приемы. И как в её гостиной появилась молодая княгиня Болконская “с работой в шитом золотом и бархатом мешке”. В те времена мастерски украшенные ювелирами ножницы, игольницы и напёрстки из драгоценных камней служили произведениями искусства. А столик для рукоделия был одним из самых изысканных предметов обстановки дворянского дома.
Старинная мебель для рукодельниц
Свою любовь к рукоделию дамы демонстрировали через искусно сделанные рабочие столики. А поскольку это были изделия редкой красоты, они сразу становились главным украшением дамского будуара, парадной гостиной или кабинета. Их изысканное оформление выгодно подчёркивало изящество тонкой художественной работы, которой занимались хозяйки.
Мастера прикладывали все свои умения и знания, чтобы мебель получилась уникальной, изящной и компактной. И при этом старались наделять её множеством функций. В одной конструкции они могли соединить рабочий столик, ювелирную шкатулку и подставку, которую можно было использовать для чтения книг и нот, рисования и письма. Столики обычно делались раскладными, большинство из них имели одну или несколько потайных выдвижных столешниц. В несколько ярусов один над другим располагались ящички для инструментов и всякой мелочи.
Такие конструкции были подвижными и лёгкими. В отличие от массивной золочёной мебели, торжественно расставленной вдоль стен гостиной, дамские столики можно было переставлять и переносить из одного помещения в другое. Днём их ставили поближе к окну, а в вечернее время перемещали к дивану.
Варианты мебели для рукоделия
Самым удобным считался столик с одним или двумя неглубокими ящичками и откидной подушечкой для иголок. Под подъёмной столешницей скрывались отделения для ниток, кружев, тесьмы и всевозможных рабочих приспособлений. Вариантов исполнения была масса. Но особую любовь рукодельницы питали к столикам с “карманом”: так называли тот самый шёлковый мешок под столешницей, куда можно было убрать незаконченную работу, не помяв её.
Среди популярной старинной мебели для рукодельниц были столики с одной или двумя корзинами из тонких реек. В таких корзинах, подбитых шёлком, хозяйки хранили клубки. У других под крышкой скрывались раздвижные пяльца. Кому из современных искусниц не хотелось бы иметь в своём доме такой столик для рукоделия?