Сегодня мы расскажем о ремесле, которое прошло сквозь века, пережило расцвет и забвение, а теперь празднует свое новое рождение. Итак, соломенное маркетри: его особенности, подробности жизни и новый всплеск популярности.
Коротко о технике соломенного маркетри
В наше время можно многое автоматизировать, но только не изготовление мозаики из соломки. Сейчас поймете, почему. Мало того, что материал нужно тщательно отобрать: каждую соломинку надо еще разрезать, затем разгладить молотком или утюгом, и только потом, очень внимательно и аккуратно, создавать на поверхности узор. Это если узор простой. А если сложный – соломку сначала клеят на бумажную основу и уже из нее вырезают детали.
Орнаменты и картины из соломки создают на дереве, пластике и металле, а при использовании пластичного клея основой может служить даже кожа. Чтобы защитить готовые изделия от влаги и других воздействий, их покрывают лаком.
Этапы жизни: появление, расцвет и забвение
Родиной соломенной мозаики считается Восток, в частности, Китай: оттуда она пришла в Италию, затем распространилась по Европе и попала в Россию. Первые изделия появились в XVI веке, но всеобщее признания соломенное маркетри получило лишь спустя столетие, а к концу XVIII столетия праздновало пик расцвета.
С середины XIX века соломенное маркетри встречается все реже и реже. Как объясняют некоторые источники, эта кропотливая работа требовала практических навыков, художественного чутья, а еще – терпения и усидчивости, что тормозило развитие направления, и было невыгодно для бизнеса.
Но оставались люди, у которых на творчество с соломкой хватало и времени, и желания – это монахини и заключенные. Их работы можно было отличить по тематике и по бумаге, которая служила основой для соломки: осужденные изображали, в основном, порты и лодки, а в качестве бумаги использовали тюремные журналы.
Возрождение соломенной мозаики
Благодаря декораторам Жан-Мишелю Франку и Андре Гроулту, в 20-х годах XX века соломенное маркетри возродилось, но лишь на короткое время. Возможно, это искусство так и осталось бы забытым, если бы не усилия внучки Андре Гроулта, Лисон де Кон.
Она решила возродить ремесло, и не только сама преуспела в этом деле (Лисон получила звание магистра искусств), но и вдохновила людей по всему миру. Сегодня у нее много последователей, несмотря на то, что мозаика из соломки и сейчас создается исключительно вручную.