Отличительные признаки мебели, которые раньше считались недостатками.
Трехногий табурет 60 — одно из самых узнаваемых изделий финского бренда Artek. Но в сентябре прошлого года компания выпустила вариацию классического дизайна Алвара Аалто: табуреты с отверстиями от сучков, следами насекомых и более заметным древесным волокном — элементами, которые обычно считаются недостатками. Artek называет их «особенностями».
Учитывая, что однородные куски березы являются одной из визитных карточек бренда, производство из «дикой березы», которые в 2023 году составили 2 процента продаж Stool 60, кажутся неожиданным сдвигом. Производитель объяснил это тем, что из-за изменения климата и индустриализации леса меняются. Artek закупает всю свою древесину в Финляндии, и поскольку деревья, которые он заготавливает, начинают выглядеть по-другому, она считает, что мебель, сделанная из них, тоже должна выглядеть по-другому. Обновленный табурет получил название Stool 60 Villi (по-фински «дикий»).
Волна несовершенства
Принятие несовершенства не ново в дизайне, но оно вновь становится актуальным в дискуссиях об этическом потреблении в меняющемся мире. Существует признание того, что устойчивый выбор будет выглядеть иначе, и то, что в прошлом могло считаться дефектами, должно рассматриваться как добродетели.
Неликвидные ткани, остатки от фабрик и брендов тканей, захватывают моду. Японский ритейлер и бренд Muji нормализовали «нестандартные» материалы в доступных продуктах с дизайном, таких как носки из остатков пряжи и деревянные подносы, окрашенные соком. Это был лишь вопрос времени, когда и мебельная промышленность начнет движение в том же направлении.
Когда дизайнеры и художники в прошлом исследовали несовершенство, это часто было по философским причинам. Например, многовековая японская концепция ваби-саби находит красоту в подлинности и следах прошедшего времени — в заделанных трещинах, увядших цветах и патине на металле.
Даже Ikea — чей отличительный знак — продажа миллионов одинаковых книжных шкафов — заигрывала с несовершенством. Несколько лет назад она сотрудничала с Питом Хайном Иком, голландским дизайнером, известным своими высококачественными шкафами и столами из обрезков древесины, над коллекцией, включающей книжную полку и скамью из сосны, сделанные из дерева с дырками от сучков и неровными волокнами.