Мода на винтаж не проходит никогда, разве что может время от времени меняться фокус: то на пик взбираются венские стулья, отреставрированные комоды и патефоны, то вспыхнет повсеместная любовь к старым зингеровским швейным агрегатам. Бывало, иконы старинные вызывали ажитацию, или военные ордена. А через время под пристальным вниманием оказывается убранство русской избы с ее лаптями, сундуками, лавками, прялками и самоварами.
Всенародная любовь
Такая любовь к прошлому отнюдь не исключительное явление. Тяга к старинным вещам и оформлению интерьеров в «народном» стиле не только не ослабевает, но выделяется в целые направления дизайна.
К ним относятся: североамериканский кантри с его салунами, ковбойскими шляпами, характерной музыкой и прочей романтикой Дикого Запада; французский прованс с нежной пастелью, рюшками в оборочку и традиционной мебелью из выкрашенного в бело-голубые тона дерева; британский фолк, что даже в переводе означает «народный». Перечислять можно до бесконечности.
Причины популярности
Их долго искать не придется – тотальная бетонно-стеклянная урбанизация и ее бешеный стиль сполна объясняют ностальгию по тихой и размеренной деревенской жизни, пусть непростым, но понятным и приятным хлопотам по уходу за хозяйством.
Наверняка вы не раз представляли себе тихий вечер летом в деревне, где не слышно рева машин, зато лягушки со сверчками исступленно соревнуются в брачных песнях, где видно звезды и пахнет свежескошенной травой, а мятный чай из старого самовара – такой одуряюще-пахучий.
Занятные факты
Главными хранителями секретов изготовления русской традиционной мебели стали староверы. Отрицающие все новое и предпочитающие селиться замкнутыми общинами, они до сих пор передают тайны ремесла от отца к сыну. Причем приемы остаются неизменными сотни лет. При желании в их общинах можно отыскать сундук, сделанный всего-то 50 лет назад по технологии 17-го века.
Или прялку, которую вырезали в каком-нибудь тысяча семьсот лохматом году, а спустя век таки решились покрыть росписью. Зачастую точный возраст таких предметов невозможно определить на глаз – требуется чуть ли не спектральный анализ.
Или вот еще загадка: как, скажите на милость, в глухой Рязанской или Псковской деревне в убранство русской избы затесалась мебель, изготовленная с использованием приемов французских, голландских или немецких мастеров?
А что оказывается: приехала какая-нибудь принцесса София-Августа-Фредерика Ангальт-прости-Господи-Цербстская замуж выходить за Цесаревича, да навезла с собой сундуков да ларей заморских. Столичные фрейлины и давай себе такие же заказывать у местных мастеров. Следом за ними купчихи, кто побогаче, потом провинциальная родня. А в зиму, глядишь, приехал мужик на заработки из деревни в «волость», а там сундук стоит краше каких не видывал. Приглядится, облапит тихонько, да и справит жене своей «шкап как у графьев», как есть, на глазок.
Только разве что дерево выберет попроще, сосенку там, осинку, дуб, березу. А ежели взять вологодскую лиственницу, то и моль никакая в таком сундуке отродясь не заведется. Во какие в Вологде лиственницы ядреные!