Сегодня часто говорят о поездах знаменитостей и экскурсионных составах с убранством, достойном королей. Вот мы и решили, что будет не грех рассказать о поезде, на котором путешествовала императорская семья: интересно же знать, как оформлялись интерьеры для царских особ.
Немного истории
Движение по железной дороге между Петербургом и Москвой официально было открыто в 1851 году 1 ноября (по старому стилю). Но императорский поезд, построенный специально к этому событию на Санкт-Петербургском механическом заводе, отправился из северной столицы уже летом: 18 августа Николай I поехал в Москву на торжество в честь 25-летия своего правления.
Помимо вагона-опочивальни, в поезде были вагон-салон, свитский и служебный вагоны, и ещё два вагона отданы под кухню и столовую. Отличить императорский вагон не составляло труда: он был голубого цвета, и к тому же был на пять с лишним метров длиннее пассажирских вагонов того времени. А над каждым его окном красовались позолоченные двуглавые орлы.
Внутреннее убранство
Стены царского вагона были обшиты стёганым штофом, потолок затянут белоснежным атласом, двери украшены мозаикой, мебель покрыта штофом малинового оттенка (оформлением мебели и стен занимался мастер, специально приглашённый из Лиона). На столах – часы и канделябры из бронзы, вазы из утончённого севрского фарфора. Даже трубы, через которые внутрь попадал свежий воздух, и те были олицетворением роскоши: их изготовили из бронзы и украсили флюгерами в виде орлов. А трубы отопления эффектно скрыли бронзовыми решётками.
Заграничный поезд
Железнодорожное строительство развивалось, и в 90-х годах был построен императорский поезд, в котором было уже 11 вагонов. Кроме двух великокняжеских, он содержал вагон-опочивальню и салон-столовую, свитский и административный вагоны, вагон-кухню, вагон II класса (для дворцовой прислуги), служебный вагон, а также два багажных вагона, в одном из которых находилась электростанция и котёл отопления.
Как были оформлены кабинеты их Императорских Величеств
Царские кабинеты находились в вагоне-опочивальне, и в каждом была своя уборная, а по концам вагона – комнаты для прислуги. В одном конце вагона размещалась гардеробная, в другом – помещение для парового котла.
Все деревянные части кабинета Его Величества – наличники, двери, оконные карнизы, обкладка стен изготовлены из красного бука, стены отделаны тёмно-фиолетовой кожей, потолок обшит шёлком в цвет обкладки. На окнах – светлые шёлковые шторы и занавеси из бархата с бахромой под цвет кожи на стенах. Уюта добавляет бархатный ковёр в светло-розовых тонах.
Из мебели – письменный стол, большой диван со съёмным тюфяком, мягкие табуреты, кресло и откидной столик. Все предметы из того же красного бука, украшены резьбой и обиты той же кожей, что и стены. Что ещё было в кабинете: пара портфелей, корзина для бумаг, на стенах – свечи и бра, доска с часами, барометром и градусником, рукоять крана для срочной остановки поезда и ещё несколько деталей. И всё это из позолоченной бронзы.
В кабинете императрицы стояли письменный стол со стулом, книжный шкаф с этажеркой, складное трюмо, туалетный столик с зеркалом, мягкие кресло и пуф, портфель для бумаг и кровать-гамак, отделённая от двери в коридор ширмой. Обкладка стен выполнена из лимонного (сатинового) дерева, а сами стены, кровать и нижняя часть двери оформлены шёлковой материей
голубого цвета. Верхняя часть двери представляла собой рамку, в которую был вставлен кусок расшитого художественным рисунком светлого шёлка.
Оформлением кабинетов императорского поезда занималась фирма «Г.Г.Бюхттер». Стоимость работ составила чуть более 32,5 тыс. рублей.