Едва ли нам посчастливится узнать, сколько раз тот или иной реставратор, взявшись за восстановление старинной антикварной мебели, неожиданно обнаруживал в ее недрах настоящее сокровище в виде неизданных дневников очередной знаменитости, тайных политических планов или парочки бриллиантовых серёжек.
Ах, тайны-тайны
Начиная с XVIII века мебель с секретом стала едва ли не обязательным атрибутом любого уважающего себя аристократа, хваткого дельца или мало-мальски заметного политика. Во все времена подобные персоны имели массу тайн, обнародование которых могло быть разорительным и даже губительным для их владельца. Вот и старались, как могли, запрятать так, чтобы уж наверняка.
Как правило, тайник изготавливался для определенного типа ценных вещей. Соответственно, с оглядкой на предназначение, выбиралось и место. Согласитесь, один единственный вексель на баснословную сумму поместится в тайник куда меньшего размера, чем, скажем, компромат на всех членов палаты лордов.
Где только не оборудовали потайные ниши изобретательные мастера-краснодеревщики – в ящиках с двойным дном, фальшивых стенках шифоньеров, между досок столешницы и даже зашивали в мягкие стулья и диваны. Мебель с секретом присутствует и в художественной литературе. Помните эпопею с гарнитуром мадам Петуховой в «12-ти стульях» Ильфа и Петрова?
Не все так просто
Разумеется, просто выдолбить нишу в толстой антикварной мебели для обустройства тайника – это даже не половина дела. Все было куда как серьезнее и сложнее. Мало знать о наличии потайной нише и даже найти ее, самое сложное – открыть.
Традиционно мебель с секретом снабжалась одним или даже несколькими хитроумными механизмами, об устройстве которых, чаще всего, кроме хозяина и мастера, не знал никто. Для того, чтобы открыть такую штуковину, требовалось выполнить определенные действия – надавить на неприметный завиток резьбы, нажать на потайной рычажок, сдвинуть в сторону пресс-папье, и только тогда тайный ящичек открывался. А чтобы отыскать такой механизм, не владея информацией, пришлось бы разбирать коварную мебель буквально на щепочки.
Уже позднее, помимо потайных ниш, в антикварную мебель стали помещать прочие средневековые девайсы, уже, скорее, для шика. Например, встраивали механизмы, как в музыкальных шкатулках, которые могли издавать от нескольких нот незамысловатого мотивчика до сложнейших произведений великих композиторов, бывших в то время в моде.
Разумеется, такая работа при техническом развитии того времени, стоила неприлично дорого, даже с учетом крайне низкой стоимости человеческого труда, и, порой, занимала годы, если не десятилетия.