От мастерской до ярмарки: мебельная торговля в Российской империи

Это сегодня, если вам нужна мебель, вы открываете приложение маркетплейса, или едете в мебельный магазин. Однако покупка мебели не всегда была такой удобной. Сегодня перемещаемся в  царскую Россию, чтобы посмотреть как там была устроена мебельная торговля.

Рост мебельного производства в царской России принято связывать с реформами середины XIX века. Освобождение крестьян дало толчок развитию рынка сбыта и активизировало их предпринимательскую активность.

Как обучали ремеслу?

На обучение мебельному делу принимали мальчиков-подростков 14–15 лет, и учёба длилась не менее четырёх лет. В некоторых губерниях, например, в Вятской, после окончания обучения мастер должен был предоставить ученику полный комплект одежды: шапку, картуз, сапоги, валенки, праздничную поддёвку и полушубок, что стоило около 25 рублей.

От мастерской до ярмарки: мебельная торговля в Российской империи
Мастерская вятского столяра-мебельщика

Как продавали мебель?

Мебельная торговля также имела свои особенности. Например, столы продавались “набором”: три стола разных размеров вставлялись один в другой, что облегчало их транспортировку.

В больших городах мебель продавалась круглый год, однако пик продаж приходился на конец января, а весной и летом спрос снижался. С наступлением зимы в центры производства стекались скупщики, преимущественно мелкие торговцы, которые закупали мебель оптом, вплоть до десяти возов. Продажа проходила в основном за наличные, но между знакомыми мастерами и скупщиками могли действовать договорённости по кредиту.

От мастерской до ярмарки: мебельная торговля в Российской империи
Б. Кустодиев. Ярмарка. 1906

В мебельных центрах существовали даже специальные склады, где хранили мебель средней ценовой категории. Здесь можно было приобрести как отдельные предметы, так и комплекты для полной обстановки квартиры. Торговцы со складов возили мебель на близлежащие ярмарки, а дальние маршруты обслуживали перекупщики. Гужевой транспорт доставлял мебель в другие губернии. Непроданную продукцию не возвращали, чтобы избежать повреждений. Её оставляли в арендуемых у местных жителей сараях до следующих ярмарок.

Значительная часть мебели сплавлялась по рекам, что долгое время оставалось основным способом ее транспортировки вплоть до появления железных дорог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *