Обычная мебель, выставленная на улицу, всегда смотрится немного печально. Сразу думается, что она уже отслужила свой век и стала никому не нужной. Этим приемом “брошенной мебели” воспользовались петербургские музейщики при оформлении выставки, связанной с именем Иосифа Бродского “Сохрани мою тень”.
Мебель на улице как арт-объект
Артефакты советского быта размещены прямо на улице вдоль стены в саду Фонтанного дома, где в настоящее время размещен музей Анны Ахматовой.
Множество дверных звонков сразу указывают, что мы переносимся в коммунальную квартиру. Это впечатления от «полутора комнат» – реально существующей квартиры на Литейном, где Бродский жил до эмиграции, а сейчас там располагается музей поэта. Символично, что рядом с каждым звонком – имена тех, кому Иосиф Бродский посвящал стихи.
Затем мы попадаем в “прихожую”, где висит окаменевшее черно-белое пальто со стихами в кармане.
Просмотр инсталляции оставляет после себя много вопросов. А что если поэты так и видят действительность: лишь немного выступающей из мира идей и грез?
Под слоями обоев находится не только привычный для советского ремонта слой обоев, но и стихи, едва различимые надписи, билеты на киносеансы. На кухне – обвалившаяся плитка с проступающим портретом.
Везде упадок. А так ли на самом деле ощущали свой быт поэты того времени? Или это лишь современные трактовки прошлого, нашедшие отражение в инсталляции?
О вечных стихах и невечной мебели
Ответы на вопросы у каждого могут быть свои. Однозначно одно: время не щадит окружающие нас предметы действительности. Ветшает мебель, теряет первоначальную свежесть облицовка камина, бьется посуда. А вот стихи…они вечны. Они тут же – на стенах этой вымышленной коммунальной квартиры.
Куда же мне? На звук!
За речь. За взгляд.
За жизнь. За пальцы рук.
За рай. За ад. © Иосиф Бродский