Свирский Николай Федорович, урожденный дворянин, родился в 1851 году. Он был владельцем мебельной фабрики по изготовлению мебели и экипажей, деревянных мозаик и резьбы. Нам уже никогда не узнать, как так получилось, что представитель дворянства вдруг решил посвятить себя столь мещанскому ремеслу.
Начало карьеры
Вероятно, он был весьма амбициозен – в 1880 он основал фабрику с одной единственной штатной единицей. Его работница производила небольшие мозаичные работы, предположительно, маркетри. Несмотря на «размах», Свирский участвует в выставках, где его продукцию профессионалы. Так на Всероссийской художественно-промышленной выставке его работы получили бронзовую медаль, хотя критики пророчили ему золото.
Первое признание и успех
Свою первую золотую медаль Свирский получил в 1885-м на Петербургской Ремесленной выставке за отличное выполненную мебель из дерева с использованием разных стилей, а также за усовершенствование техники деревянной мозаики и ее применение в мебельном производстве.
В 86-м он взял золото на Всероссийской выставке в нижнем Новгороде. А в 87-м был удостоен величайшей чести для любого производителя того времени – использования Российского герба звания Поставщика двора Его Величества.
Вместе с архитектором Набоковым Николаем Васильевичем и по его эскизам Свирский изготавливал мебель для императорских покоев. Его работы украсили Зимний и Александровский дворцы. В частности, знаменитую Угловую гостиную императрицы Александры Федоровны, киоты для спален княжон, великолепный мебельный гарнитур для Портретного зала, а также императорский поезд и яхту.
Безусловно, благоволение монарха мастеру исключительно хорошо сказывалось на делах фабрики. От заказчиков не было отбоя – высокопоставленные чиновники, дворянство, знать. Свирский быстро обзаводился полезными связями.
Не мил
Мода –штука капризная, а интерес императора и подавно. Злые языки шептали, что Свирский и Набоков не сумели должным образом угодить императрице, которая предпочитала мебель в стиле модерн, и заказы от монаршей семьи поступать перестали, следом от бывших любимцев отвернулось и общество.
Известно, что уже в 1905 году дела тандема были настолько безнадежны, что фабрика прекращает свое существование. А сам фабрикант покидает город Петра.
В начале 1906г. Он делает отчаянную попытку спасти свое дело и подает полное мольбы прошение на имя Императора Николая II с просьбой о выдаче ссуды в сумме 35 тысяч рублей сроком на 7 лет для спасения производства и переоформления его в акционерное общество.
Через две недели прошение переадресовали в Морское министерство с просьбой изыскать средства. Но и там не нашлось сочувствующих потерявшему государеву милость мебельщику. Министр ответил, что указанный дворянин уже давно не выполняет для них работ. А в смете не имеется статьи, согласно которой ссуда может быть предоставлена.
Забвение
Собственно, что стало с талантливым мебельщиком после, доподлинно не известно. По некоторым сведениям в 1913-м он вернулся в Санкт-Петербург, где два года переезжал с квартиры на квартиру. Последнее упоминание о нем датировано 1915-м годом. Нам не известна даже дата и обстоятельства смерти художника. Он просто канул в небытие, оставив после себя только свою великолепную мебель.