Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию по одному из самых необычных павильонов Эрмитаж, что находится в Екатерининском парке Царского Села. В залах этого павильона выставлены совершенно удивительные столы с подъемными механизмами, превращающими вечеринку в уникальное событие, а помещение для официальных приемов – в танцевальный зал.
Коротко об истории строительства павильона
В 18 веке подобные строения (в переводе с французского «Эрмитаж» означает «место уединения») были в моде, а потому быстро распространились по Европе. Россия тоже не осталась в стороне: здесь строительство Эрмитажа было начато в 40-х годах по указу императрицы Елизаветы Петровны, и завершилось к середине 50-х. Изначально павильон Эрмитаж был окружен рвом. Но поскольку за все это время ров так и не заполнили водой, в 1777 году Екатерина Великая велела его засыпать.
Создание проекта было поручено Михаилу Земцову, главному архитектору императорского двора. Когда в 1743 году Земцов умер – его дело продолжил Франческо Бартоломео Растрелли, работавший в стиле елизаветинского барокко, а помогали ему архитекторы Андрей Квасов и Савва Чевакинский.
64 белоснежные колонны, бирюзовые стены, позолота, барельефы «игры амуров» на постаментах колонн – все здесь дышало атмосферой праздника. 8 статуй украшали основание купола, 16 статуй были установлены на фасаде и еще 4 – на кровлях боковых кабинетов. Жаль, что до наших дней уцелело не все.
Застолья без слуг
Необычные столы (один просторный и четыре небольших) находятся на втором этаже, в центральном зале. Благодаря специальным приспособлениям и подъемным механизмам застолья проходили без видимого присутствия слуг: используя тросики с колокольчикам люди сообщали о необходимости смены блюд, названия которых в случае надобности писали мелом.
Когда трапеза была окончена, столы через отверстия в полу спускали вниз. Затем проемы закрывали специально оборудованными щитами, после чего пол становился ровным, а зал – идеальным помещением для танцев.
Немудрено, что и Елизавета Петровна, и Екатерина Великая часто устраивали здесь посиделки для избранного круга. А также использовали это место для неформальных встреч и обсуждения важных политических вопросов.
Лифт-канапе и эрмитажная кухня
Надо сказать, что хитроумными механизмами было пронизано все здание. Чего стоит один только лифт в виде канапе, который доставлял людей на второй этаж: иного пути попасть наверх в первоначальном проекте просто не было.
Еще одна интересная задумка – эрмитажная кухня в готическом стиле, построенная по проекту Василия Неелова. Кухня располагается на некотором расстоянии от павильона и связана с ним подземным ходом, чтобы ароматы приготавливаемой еды не попадали в помещения.