Первые напольные часы появились три века назад. Эти величественные стройные конструкции с маятником и анкерным механизмом были сродни мебели: изначально они украшали дома состоятельных людей, но со временем стали доступны простым горожанам.
Над дизайном кропотливо трудились часовщики и ремесленники, превращая напольные часы в настоящие произведения искусства. И глядя на очередной шедевр можно было судить о моде того времени и точно определить, какой он принадлежит эпохе.
Из истории напольных часов
Эта история началась в 50-х годах 17 века: в 1658-м нидерландский ученый Христиан Гюйгенс изобрел маятниковые часы, а 1670-й ознаменовался открытием анкерного механизма. Эти события послужили началом новой эры напольных часов – принцип работы маятника стал ключевым элементом, а анкерный механизм позволил уменьшить ход маятника и одновременно сделать его длиннее.
Прошло еще несколько лет, прежде чем появились первые интерьерные часы. Их автором стал Эхезеурес Фромантил Старший: английский мастер, недовольный чересчур длинным подвесом с гирями, решил соорудить для него корпус. Но корпус получился таким высоким, что его легче было поставить, чем повесить – вот так и родились «часы-колонна» или «часы-гроб» (так их тогда именовали).
Но чаще всего такие часы называли «дедушкиными», а все благодаря песне Генри Клея Уорка, популярной в ту пору в странах Европы. В этой песне поется об одном дедушке и его часах, которые остановились с последним вздохом своего владельца. Еще были «бабушкины» часы – они отличались от «дедушкиных» только ростом: если первые доходили в высоту 2,0 – 2,7 метра, то высота вторых составляла от 1,5 до 2,0 метров.
Как менялся дизайн хронометров
Высота корпуса напольных часов зависела от благосостояния владельца. С ростом достатка поднимались потолки в доме, а вместе с этим удлинялся и корпус напольных регуляторов, что в свою очередь обеспечивало удлиненному маятнику более широкий ход.
Часы с большим циферблатом и вместительным корпусом неизменно становились объектами, где мастера демонстрировали свой профессионализм и оттачивали умения. Чтобы блеснуть талантом художники не обходили вниманием даже маятник и гири, а заказчики уникальных часов имели возможность подчеркнуть свое благосостояние и отменный вкус. Таким образом спрос на напольные часы увеличивался, что влекло за собой усложнение механизма и отделки корпуса.
Напольные часы как художественная ценность
Напольные часы из практичного предмета постепенно превращались произведение искусства, и становились предметом гордости хозяев и главным украшением интерьера. Как и в производстве мебели, корпус сначала делали из ореха, дуба и других пород древесины, широко использовавшихся для отделки. А когда в Европу стали завозить красное дерево – с красивой текстурой, отлично поддающееся полировке и не нуждающееся в дополнительной отделке, – его сразу стали применять для изготовления корпуса напольных часов.
Декорировали часы в стиле, который в ту пору господствовал. Например, напольные часы во времена суперпопулярного стиля Буль были щедро украшены панцирем черепахи, вставками из перламутра, бронзы, олова, латуни – все это придавало изделиям богатый благородный вид. Очень эффектно и торжественно смотрелись часы, покрытые черным лаком и инкрустированные слоновой костью.