Мы часто рассказываем о новинках и событиях, что случаются в мебельном искусстве, и время от времени вспоминаем антикварную мебель, которая хранит память о делах давно минувших дней…
Рассматривая как-то старинную мягкую мебель с ножками, похожими на звериные лапы, мы вдруг задумались: а ведь «звериный» стиль явно указывает на нашу тесную взаимосвязь с природой. Когда возник зооморфный орнамент и как он проявлялся в разных видах человеческого творчества – об этом и пойдёт речь в данной статье.
Стиль родом из палеолита
Звериный (зооморфный) стиль появился около 20 тыс. лет назад. В те страшно далекие времена люди, собираясь на охоту, проводили своеобразный ритуал: чтобы задобрить духов и привлечь удачу они рисовали на скалах животных, которые должны были стать их добычей. Спустя время изображения живых существ приобрели иной смысл – зооморфный орнамент на мебели и других предметах быта стал означать, что этот предмет наделен лучшими качествами изображенного на нем животного.
Наши далекие предки твердо верили в магию и потусторонние силы, поэтому рядом с изображениями львов, собак и других реально существующих животных соседствовали кентавры, грифоны, сфинксы и прочие существа, придуманные людьми.
Зооморфный орнамент в разных видах искусства
Изображения реально существующих и мифических животных встречаются в работах шумерских, древнеегипетских и древнегреческих мастеров. При этом «звериный» стиль просматривается во всех видах творчества от архитектуры, керамики и миниатюры до резьбы по дереву и камню. Особенно популярными звериные мотивы были в романском и готическом искусстве: изображения львов, собак, птиц и рыб здесь встречаются повсюду.
Только с началом эпохи Ренессанса, когда человек был признан венцом творения, фокус внимания переместился с животных на людей. Но интерес к зооморфной теме не исчез навсегда. «Звериный» стиль с новой силой проявился в период Классицизма, в основу которого легли античные каноны, и прочно укрепился в мебельном искусстве.