Люди давно отметили, что интерьер дома является отражением характера его хозяина. А потому натуры творческие, в частности, художники изображали предметы мебели, которые помогали создать портрет человека и раскрыть особенности быта. Самые выдающиеся мастера наполняли изображения глубокой символикой и скрытым смыслом, выражая в своих произведениях тайные мысли и переживания. Давайте вспомним самые яркие из них.
Ван Гог: «Кресло Гогена» и «Стул Винсента с трубкой»
Стул и кресло, как демонстрация места человека, неживой символ живого, олицетворение характеров. Эти две картины были написаны одна за другой в конце 1888 года в Арле, где в то время проживал знаменитый нидерландский художник и где его посетил Поль Гоген. Вдохновленный встречей с близким другом, Винсент Ван Гог задумал сразу два произведения, а главными персонажами своих полотен сделал стулья.
Первым появилось полотно «Кресло Гогена». Искусно сделанный предмет мебели, а на нём книга со свечой – всё говорит о человеческом честолюбии. «Стул Винсента с трубкой» стал продолжением истории о двух друзьях и их разных характерах. Простой деревянный стул, на котором лежит курительная трубка и мешочек с табаком в точности отражает скромность и ту непростую жизненную ситуацию, в которой оказался Ван Гог.
Роберт Фальк: «Красная мебель»
Небольшой столик в окружении мягких диванов и кресел должен бы вызывать ощущения спокойствия и домашнего уюта. Но «Красная мебель», написанная Фальком в 1920 году, создаёт чувства смятения и тревоги. Все переживания художника, связанные с проблемами личной жизни и трагическими событиями, произошедшими в нашей стране, глубокой экспрессией цвета и форм отразились на холсте.
Главные действующие лица – предметы мягкой мебели, словно принявшие очертания человеческого тела, и стол с одиноко стоящей на нём бутылкой без бокала. Единственное светлое пятно – белая скатерть. Но и она готова вот-вот соскользнуть и оставить неприкрытой чёрную поверхность, что определённо добавляет трагизма.
Будь мебель другого, менее агрессивного цвета, маленькая гостиная выглядела бы более оптимистично. Но насыщенный красный и нервные хаотичные мазки кисти наполняют всё вокруг агрессивной энергией и создают ощущение непрерывного неприметного шевеления. Это мрачное пространство рождает предчувствие беды – уже случившейся или неизбежной.
Говард Ходжкин: «Комната с креслом»
Говарда Ходжкина называют одним из самых ярких художников-абстракционистов нашего времени. Как говорил сам автор, его метафорические и абстрактные картины являются отражением эмоционального состояния.
«Комната с креслом» написана в 1969, когда художник осваивал более мягкие и подвижные техники нанесения краски. Картина навевает мысли о воспоминаниях и глубоких размышлениях человека, чего собственно и добивался автор. Его целью было подчеркнуть зыбкость воспоминаний, докопаться до глубин сознания, извлечь личные переживания, отдаться ностальгии.
Когда мы говорим о комнате, нам обычно представляются предметы мебели и прочие элементы обстановки. Здесь же каждому видится своё: одним – микс цветов и форм, другим – комната с креслом и ярко раскрашенными стеной, полом и плинтусом, третьим – образ человеческого присутствия, характера и привычек.