Красотой интерьеров Эрмитажа, Николаевского дворца, Зимнего, Большого Кремлевского и Большого Гатчинского дворцов до сих пор восхищаются миллионы. А знаете, кто был автором этих шедевров? Выдающийся акварелист Эдуард Гау! Многие годы работал он над заказами императорской семьи, но не получил ни звания придворного живописца, ни заслуженной пенсии. Зато навсегда остался в истории, как яркий представитель интерьерной живописи времен Российской империи.
Из биографии Эдуарда Гау
Эдуард Гау родился в 1807г. в городе Ревель (нынешний Таллинн). Его отцом был ландшафтный художник и декоратор Иоганн Гау (но по неизвестной нам причине Эдуард повсюду представлялся Петровичем). Он с детского возраста увлекался живописью, а в 23 поступил в дрезденскую Академию художеств, и проучился там два года.
С каждым годом талантливый акварелист достигал новых высот: в 1838-м уже был неклассным художником Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга, спустя 16 лет получил чин титулярного советника и звание академика перспективной живописи, а в 1860-м стал обладателем ордена святого Станислава III степени.
Мастер перспективной живописи
Получив признание в портретной живописи, Гау всерьез увлёкся перспективой, и именно это увлечение сделало его знаменитым. В Россию он приехал уже будучи известным художником- перспективистом – так коротко называли мастеров этого направления.
Основной целью перспективистов было реалистичное изображение архитектуры в пейзажах и в интерьерах сооружений. Эдуард Гау тщательно подыскивал точку, которая обеспечивала наиболее точную передачу пространства. Для этого он долго работал с планами и чертежами, зарисовывая карандашом элементы архитектуры и предметы интерьера. И только когда рисунок был полностью готов, переносил изображение на чистый лист и приступал к работе над цветом.
Излюбленным приёмом мастера была техника отмывки. Для усиления тональности он наносил акварель слой за слоем, а чтобы придать объем использовал белила и чётко вырисовывал контуры. Готовую работу Эдуард Гау обрабатывал слегка сладкой водой и яичным желтком, отчего тон становился более глубоким, а поверхность выглядела так, будто её покрыли лаком.
Работа над дворцовыми интерьерами
Главным заказчиком Эдуарда Гау был император Александр II. В конце 1860-го по его указу Гау совместно с другими выдающимися живописцами Константином Ухтомским и Луиджи Премацци приступил к созданию акварелей с изображением интерьеров Зимнего дворца. До этого они уже выполнили серию, включающую 50 произведений с видами Нового Эрмитажа. Эдуард Петрович работал преимущественно над изображением жилых помещений, однако в копилке его работ есть и парадные залы.
В 1863 году, продолжая работу над акварелями для императорского двора, Гау обратился к министру В.Ф. Адлербергу с такой просьбой: вот уже 23 года он выполнял заказы императора и надеялся на звание придворного живописца и назначение через два года пенсии. Но получил отказ…