Пренеприятнейшая история случилась недавно в Национальной галерее английской столицы: две радикально настроенные барышни вылили томатный суп на знаменитые вангоговские «Подсолнухи». Мы же хотим обратиться к другой картине художника – «Спальни в Арле», в которой запечатлены боль и отчаяние Винсента Ван Гога.
Картина как отражение чувств и переживаний
В истории живописи немного найдется картин с таким интересным изображением интерьера, как в «Спальне в Арле». На первый взгляд здесь нет ничего особенного: незамысловатая техника, искажённые формы и масштабы, излишне яркие цвета… Но как же точно передаёт полотно ощущение отчаяния, от которого пытался избавиться художник всю свою жизнь.
Однажды Винсент Ван Гог, устав от светской жизни и лицемерных знакомых, решил уехать из Парижа. Он перебрался на юг Франции, и в качестве пристанища выбрал Арль: там художник снял маленькую пристройку, обставил её мебелью. А после обустройства на новом месте решил написать собственную спальню с закрытыми ставнями, о чем рассказывал в письме своему брату Тео.
Ван Гог писал, что в работе ему помогает местный колорит: он позволяет создавать предметы, которые символизируют покой и уют. И вообще, сама картина призвана расслаблять и успокаивать: бледно-фиолетовые стены, зеленое окно, лиловые двери, на полу – красная плитка. Кровать и стулья цвета свежего масла, ярко-красное одеяло, светло зеленые подушки и простынь. Оранжевый умывальник, голубого цвета таз. На стенах несколько портретов, какая-то одежда, полотенце, зеркало. Рамку, раз другого белого в картине нет, можно сделать белой. Крупная мебель как свидетельство надежности и покоя…
Смысл в каждом предмете
Каждый предмет для своего нового дома художник подбирал самостоятельно. Ему нравились сделанные из дерева добротные местные кровати: они олицетворяли стабильность и спокойствие, в чём он так остро нуждался всю жизнь.
Вероятно по той же причине мастер покупал предметы не по одному, а парами: так в его скромном пристанище появилось два стула, две подушки и даже две кровати. Правда, одна из кроватей была куплена Ван Гогом не для душевного равновесия, а предназначалась его другу и соратнику Полю Гогену. Мастер с нетерпением ждал приезда Гогена, но все перспективы совместного творчества были разрушены бесконечными спорами, в которых погрязли художники.
Своеобразной защитой от внешнего мира, разрушающего жизнь хозяина комнаты, являются и закрытые жалюзи.
Трагедия непризнанного гения
В комнате есть два предмета, тесно связанные со знаменитым приступом безумия Винсента Ван Гога. Это ало-красное одеяло, которое он накинул на себя в припадке, прежде чем отсечь мочку уха, и зеркало, в которое потом смотрелся, рисуя свой страшный автопортрет.
Изучающие творчество Ван Гога искусствоведы до сих пор спорят над нарочитой кривизной линий «Спальни в Арле». Одни объясняют это пренебрежительным отношением к академическим правилам, другие усматривают намёк на ветхость строения – к единому мнению так и не пришли.
А вот по поводу обилия желтого цвета, особенно в тех местах, где это не уместно, исследователи единодушны. Они уверены, что объяснение кроется в болезни художника. Ван Гог страдал эпилепсией и был вынужден принимать препарат наперстянки, действие которого сказывалось на цветовом восприятии. Желтый обострял чувство тревожности, тогда как голубой гасил огонь, который горел в душе непризнанного гения.