Это еще одна история о находчивости русских людей и их способности найти выход из любой ситуации. В конце XVIII века, когда в Россию перестали ввозить красное дерево, наши мебельщики не растерялись и быстро нашли дорогому материалу достойную и превзошедшую все ожидания замену.
Как санкции помогли столярам открыть новый материал
Во времена Петра Первого любимым материалом русских мебельщиков и самого царя, который, как известно, увлекался столярным делом, был прочный долговечный дуб. Последующие правители предпочитали импортную мебель, покрытую позолотой, краской и узорами (тогда еще не ценили открытую поверхность, демонстрирующую уникальный рисунок дерева).
При Екатерине Второй в моду вошел «екатерининский классицизм»: мебель стали делать из черного и красного дерева. Но импортный материал был страшно дорогим, поэтому в качестве фона использовали отечественную карельскую березу, которая произрастала в Карелии, Белоруссии и Центральной России.
Благодаря своим декоративным качествам, карельская береза широко применялась в мебельном и музыкальном производстве. По красоте рисунка она не уступала и даже превосходила древесину клена явора, известного под названием «птичий глаз» и ясеня амурского, знаменитого своей волнистой текстурой. Что уж говорить об орехе, дубе, ясене, груше и других породах дерева, произрастающих на русской земле и широко использовавшихся при изготовлении мебели.
Но несмотря на явные достоинства, карельская береза оставалась на вторых ролях. Только с приходом к власти Павла I, который запретил ввозить товары (в том числе древесину) из революционной Европы, в царских интерьерах появилась мебель из карельской березы.
Мебель, достойная королей
С 90-х годов XVIII века новую древесину активно используют в мебельном производстве. Говорят, что мода на карельскую березу возникла благодаря князю П.В. Мещерскому (конечно, предметы из этой древесины делали и раньше, но кто помнит имена крепостных мебельщиков?).
Князь Мещерский увлекался живописью и скульптурой, а мебель, которую он создавал в своей мастерской, была красивой и изящной. В сохранившихся описях убранства Павловского дворца упоминаются предметы из карельской березы, сделанные именно в это время, а позднее в этом же дворце появилась библиотека из карельской березы. К огромному сожалению, практически вся мебель была уничтожена пожаром в Великую Отечественную.
В стиле «русский ампир»
Именно в этом стиле выполнена мебель времен правления Павла I и Александра I. Богатая текстура и роскошная цветовая гамма карельской березы от светло-желтых до коричневых тонов, ее причудливые переливы и приятная теплота вносят разнообразие в интерьер и наполняют его светом в пасмурную погоду.
Мебель из карельской березы часто украшалась бронзовыми накладками и элементами из черного дерева, мореного дуба и других темных пород, которые выгодно подчеркивали волшебную игру солнечных тонов. Такая обстановка была по душе Павлу Первому, ценившему помпезность и роскошь.
На смену XVIII пришел XIX век: он запомнился взлетом науки, литературы, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, и вошел в историю как золотой век русской культуры и русской усадьбы. В это время мебель из карельской березы украшала интерьеры Зимнего и Михайловского дворцов, и встречалась во многих богатых поместьях.