Мебель помогает создать уют в доме, и трудно поверить, что еще в начале прошлого века она была невиданной роскошью даже для многих жителей развитых стран. Тогда хорошие предметы обстановки были доступны только людям с высоким достатком, остальным же приходилось довольствоваться тем, что удавалось купить, или заниматься изготовлением мебели самостоятельно.
Такова была ситуация и в 1948 году, когда мебельный бизнес привлёк внимание начинающего предпринимателя из Швеции Ингвара Кампрада. Вряд ли молодой человек мог тогда представить, что сумеет создать известную на весь мир компанию с оборотом свыше 30 миллиардов долларов.
История мебели ИКЕА
Ингвар появился на свет в 1926 году. Всё детство он провёл с родителями на ферме, и уже с 5 лет проявлял свои предпринимательские способности. Маленький мальчик перепродавал соседям спички, которые в Стокгольме стоили значительно дешевле.
В 17 лет за успехи в учёбе Ингвар получил от отца денежное вознаграждение и организовал собственный бизнес. Недолго думая, он составил название компании из своих инициалов и первых букв фермы (Ельмтарюд) и родной деревни (Агуннарюд) – получилось ИКЕА.
Свою торговую деятельность предприниматель начинает с продажи кошельков, ручек, бижутерии и прочей мелочи, стараясь привлечь покупателей низкими ценами. Учитывая особый спрос на шариковые ручки, Ингвар собирается заказать их из Франции и идёт на риск – берёт в банке кредит в размере 500 крон.
Первая презентация
Когда ручки были получены, молодой человек задумался: ведь их нужно было скорее продать и погасить долг. Чтобы привлечь покупателей, он даёт объявление в газету и обещает каждому, кто придёт на презентацию, угощение в виде булочки и чашечки кофе. Ингвар не ожидал, что его предложение привлечёт более тысячи людей, но угостить нужно было всех. Начинающий предприниматель хорошо это понимал: он сильно потратился, но сумел сберечь своё имя.
Его старания не были напрасными: он быстро распродал ручки, вернул долг и больше никогда не занимал денег. Этот опыт открыл для Кампрада мощную силу рекламы, которая в дальнейшем поможет превратить его маленький бизнес в империю. И в каждом магазине ИКЕА будет свой ресторан.
Формула успеха
Скоро Ингвар решает расширить своё дело и заняться продажей мебели, которая нужна всем и каждому. Основной задачей, которую предстояло решить, была высокая цена, и требовалось найти более доступный товар. Вместе с этим молодой человек, который уже не справлялся самостоятельно, принимает сначала одного сотрудника, а через 2 года ещё трёх человек. К 1959 году в компании IKEA работало 100 человек.
В поисках дешёвой мебели Кампрад обращался к мелким изготовителям, которые предлагали товар по низкой цене. В дальнейшем вместо готовых изделий предприниматель стал покупать отдельные детали: занимаясь сборкой на собственном небольшом производстве, он смог ещё снизить цены. Вывод пришёл сам собой: лучше продать 600 дешёвых стульев, чем 60 дорогих. Так Ингвар Кампрад вывел свою формулу успеха.
Борьба с конкурентами
А дальше у ИКЕА начались серьезные неприятности, устроенные взбешёнными её успехом конкурентами. Для компании закрыли доступ на мебельные ярмарки, и Ингвару приходилось проникать туда незаметно, укрывшись на заднем сидении машины. Иногда действия против IKEA были откровенно абсурдными, например, когда Кампраду предъявили штраф за продажу товара, которая осуществлялась в принадлежавшем ему же здании.
Несмотря на все уловки и запреты, многие поставщики по-прежнему работали с предприимчивым предпринимателем, а его дешёвая продукция быстро находила своих покупателей.
Для привлечения клиентов Ингвар придумал издавать рекламный буклет, ставший прообразом нынешних каталогов. Буклет был направлен на людей с невысоким доходом, и первое время рекламировал не предметы мебели, а письменные принадлежности.
Нестандартный подход к клиентам
Первый фирменный магазин ИКЕА, открытый в 1958 г. в городке Эльмхульт, сразу стал широко известным. Помимо доступных цен, покупатели отметили уникальную возможность опробовать мебель перед покупкой. К примеру, прежде чем купить табурет или кресло, на нём можно было посидеть, проверить его удобство. Конечно, такой подход к посетителям дал свои плоды, и клиентов у IKEA становилось всё больше и больше.
IKEA — один из крупнейших брендов мира
К концу 50-х годов у ИКЕА возникла новая проблема: мелкие поставщики уже не могли удовлетворить потребности стремительно развивающейся компании. Вспомнив прошлый опыт с ручками, Ингвар принял решение поискать дешёвые составляющие в других странах. Это удалось не сразу, но в 1961 году молодой человек нашёл всё, что нужно на заводах Польши. Кампрад был доволен: теперь он сам формировал стоимость товаров и даже мог влиять на конкурентов.
История IKEA – яркий пример того, как необходимо формировать корпоративную культуру. Позиции компании, которая пережила мировые экономические кризисы, шумные скандалы и жёсткую конкуренцию, сегодня практически незыблемы. Даже после смерти своего создателя в январе 2018 года IKEA продолжает оставаться стабильной.
Безусловно, центральная роль в развитии предприятия, способного пережить любые перемены, принадлежит её создателю. Своей деятельностью Ингвар Кампрад показал всем, как нужно трудиться, чтобы претворить в жизнь свою мечту.