О произведениях мастера Гамбса слышали даже те, кто совершенно не интересуется антикварной мебелью. А всё благодаря Ильфу, Петрову и их удивительной истории о драгоценностях, скрытых в одном из предметов «гамбского гарнитура». Кто ж не помнит эти «двенадцать ореховых стульев фабрики Гамбса» из гарнитура генеральши, которые не давали покоя героям романа? Об их увлекательных приключениях читали многие поколения, а фильм, снятый на основе книги, посмотрели миллионы.
Между тем «гамбсова мебель» объединяет всё, что выпускала мастерская Гамбса и то, что подражало ей, и имеет длительную историю.
История фирмы Гамбсов
Генрих Гамбс прибыл в Санкт-Петербург в 1790 году вместе со своим наставником, известным прусским мастером Давидом Рёнтгеном. Но не ради праздного любопытства: иноземные мебельные мастера привезли с собой гарнитур, заказанный императорской семьёй. Молодой Гамбс был человеком амбициозным, и, к тому же, обладал прекрасными качествами коммерсанта: он быстро оценил ситуацию на мебельном рынке и решил остаться. Так началась история «гамбсовских мебелей».
В то время город бурно развивался, и особнякам, которые росли как на дрожжах, требовалась соответствующая меблировка. На фоне сумасшедшего спроса мастера были нарасхват, и Гамбс понял, что попал в нужное время в нужное место. У Генриха было всё, что требовалось для создания собственной мастерской: от своего учителя, у которого заказывали обстановку все королевские дворцы в Европе, он обучился всем секретам и тонкостям мебельного дела, а прекрасные деловые способности позволяли правильно преподнести и продать товар.
Генриху Гамбсу удалось быстро найти деньги и состоятельных клиентов, и вскоре в Санкт-Петербурге появилось мебельное производство «Отт и Гамбс», совладельцем которого стал купец из Австрии Отт, а первыми клиентами – высокочтимые члены царской семьи. Прошло совсем немного времени, и в интерьерах императорских дворцов и загородных резиденций появились изящные столики, шкафы, комоды, бюро и каминные экраны из красного дерева, искусно декорированные слоновой костью, золочёной бронзой, вышивкой и камеями.
Мебель, достойная королей
За 80 лет из мастерской мастера Гамбса вышло много изысканных, по-королевски роскошных предметов (в том числе стульев, кресел и банкеток). Это была изысканная, очень качественная и безумно дорогая мебель, которой обставлялись императорские резиденции и богатые дома в северной столице.
Даже одна вещь от знаменитого мастера, преподнесённая к любому знаменательному событию, считалась превосходным подарком. А поскольку все экземпляры мебели хорошо сочетались между собой, в последствие интерьер всегда можно было дополнить. С лёгкой руки Гамбса большую популярность в России тогда снискали предметы из красного дерева, украшенные латунными протяжками и розетками во французском стиле «жакоб».
Как развивалось дело Гамбса после его смерти
Ещё несколько десятилетий потомки Гамбса продолжали производить мебель для королевских резиденций, принимали заказы на восстановление дворцовых интерьеров после пожаров и даже получили титул «Поставщик Двора их Императорских Величеств», что ценился выше сословного звания. А вместе с тем стали производить более доступную мебель, которую могли купить люди с очень высоким достатком. Это была такая же изящная и прочная мебель, только не из дорогого красного дерева, а из ореха, без позолоты и «хитроумной механики».
К концу 1860-х мебельный рынок заполнился недорогими предметами из промышленных мануфактур, и внук Гамбсов, не выдержав конкуренции, решил закрыть производство. Так закончила своё существование прославленная фирма, а вместе с ней канула в Лету целая эпоха из истории русской мебели.
Сегодня антикварную мебель от Гамбса можно увидеть в музейных коллекциях и частных собраниях, старинных дворцах и усадьбах. А если повезёт, можно купить на аукционе – там иногда попадаются отдельные экземпляры. (Правда, цены значительно отличаются от тех, которые упоминают авторы романа «Двенадцать стульев»).