В продолжение темы экологичности мы решили рассказать, как отслужившие свой век транспортные контейнеры превращаются в бюджетное, комфортное и энергоэффективное жильё. Эта идея захватила архитекторов по всему миру, и по всем прогнозам ещё долго будет актуальной. Что такое «карготектура», когда появились первые дома из контейнеров и как подобные архитектурные объекты становятся достопримечательностями мегаполисов – сейчас расскажем.
Из истории контейнерной архитектуры
Первые дома из списанных морских контейнеров появились во второй половине XX века. Тогда никто и подумать не мог, что этот эксперимент послужит толчком для создания готовых модулей, столь популярных в настоящее время в строительстве жилья. Первым, кто запатентовал возможность использовать грузовые контейнеры для возведения зданий, был американский архитектор Филипп К.Кларк (1989 г.). Но главным популяризатором контейнерной архитектуры считается архитектор и художник из Нью-Джерси Адам Калкин.
Калкин был увлечён идеей вторичного использования предметов, которые пора сдать в утиль. Однажды его внимание привлекли разноцветные контейнеры в доке: они были поставлены друг на друга и напоминали детали знаменитого конструктора Лего. И архитектору пришла мысль, что из этих герметичных контейнеров, которые к тому же были прочными и очень качественными, можно создавать многомодульные конструкции с учётом пожеланий и индивидуальных запросов владельцев. Нужно было только продумать, какие модули объединить, где убрать стены, а где сделать оконные и дверные проёмы. Дом из контейнера положил начало новому виду архитектуры, который получил название «карготектура».
Самые масштабные объекты из контейнеров
Первым таким объектом стал шоу рум фирмы Insbrandtsen Company Inc, сооружённый в 1962 году. С началом XXI века необычных, но полезных и удобных проектов стало гораздо больше. С целью сделать жизнь лучше, архитекторы в разных городах мира стали придумывать и возводить из контейнеров жилые дома, отели, рестораны, офисные здания и т.п.
Так, в Нидерландах построили общежитие для студентов на 1000 квартир, а в Лондоне существует как минимум 8 проектов из грузовых контейнеров, в числе которых торгово-развлекательный центр Boxpark. На сооружение шанхайской овощной фермы Tony’s Farm пошло 78 контейнеров. А корейская студия Urbantainer при помощи нескольких десятков алых контейнеров расширила площадь театрального центра в Сеуле: в ярких павильонах разместились кафе, лобби и магазины.
Контейнеры, которые подходят для постройки домов
В перевозках по миру наиболее востребованы 20-футовые, 40-футовые морские контейнеры и рефрижераторы. Но последние чересчур дорогие и неудобные для переоборудования, поэтому дома сооружают из первых двух вариантов. Длина малого контейнера составляет 6 м, ширина 2,4 метра, высота 2,6 м, а его внутренняя площадь – 13,5 кв.м. Длина и площадь 40-футового контейнера вдвое больше.