Буфет изобрели еще в средневековье, как мебель для хранения посуды и прочего кухонного скарба. В виде шкафа, состоящего из нескольких уровней, имеющего полки, ниши и навесные дверцы, он сформировался под влиянием французских мастеров. А в переводе с латинского буфет – это и вовсе блестящий стол.
Многообразие форм
Никогда у этого предмета мебели не было четко обозначенных форм и размеров. Буфеты изготавливали для обстановки кухонь, гостиных и столовых. От этого, зачастую, зависел внешний вид предмета.
Полки, укрепленные в один или два яруса, с различным количеством секций и по-разному расположенные дверцы – каждый мастер создавал свой шедевр, руководствуясь собственными представлениями об удобстве. Резьба, роспись и прочие элементы декора также применялись на вкус столяра.
Но, чаще всего, буфет состоял из двух частей: верхних открытых или застекленных полок, и нижней зоны, закрытой створками. Между ними помещали стол с неглубокой нишей. Под столешницей располагались выдвижные ящики для хранения столовых приборов.
Именно такая конструкция была распространена в Европе повсеместно, начиная с 17-го века. Несколько позже эту уютную мебель по достоинству оценили и в России.
Традиционно верхние полки, открытые, либо оснащенные дверцами со стеклянными вставками, использовались для демонстрации парадной посуды – серебра, фарфора, хрусталя. Закрытая нижняя зона служила для хранения обычной бытовой утвари.
Ниша в разных странах использовалась по-разному. Французы выставляли в ней винные бутылки и вазы с фруктами. Немцы украшали это место коллекцией разномастных пивных кружек. Русские водружали туда гордость семьи – самовар на подносе, а если позволяло пространство, то и медный тазик для варенья.
Мода того времени
Каждый столяр-краснодеревщик старался украсить свое детище на славу. Помимо многообразия размеров и внутреннего содержания, в ход шли роспись, резьба, накладные элементы декора, фигурные переплеты различной степени сложности на стеклянных вставках фасадных частей.
Для оформления уютной мебели часто использовали покраску и орнаментальную роспись. По характеру рисунков можно было довольно точно определить, где территориально был изготовлен тот или иной предмет.
Как ни странно, буфет был неотъемлемым элементом обстановки деревенских домов. В городских жилищах его стали использовать несколько позже. Причем заказывали его изготовление именно у сельских ремесленников. Для горожан буфеты расписывали не цветочками и колосками, а модными крылатыми амурами, городскими пейзажами и изображением светских красоток.
Позднее в моду вошли предметы из лакированного дерева. Но и тут сформировались свои каноны. Светлые сорта древесины обрабатывали морилкой, чтобы дерево приобрело темные тона. Также взыскательной публике был предложен буфет-трансформер. Шкаф для посуды оснастили откидной столешницей, что позволяло превратить его в стол.
Наши дни
Современные ценители винтажной мебели не обошли своим вниманием и буфет. Популярностью пользуются как подлинные старинные экземпляры, так и современные предметы, из искусственно состаренного дерева, покрытые декоративной патиной.