Известно, что будуар появился в XVII веке во Франции в Париже. В дословном переводе с французского «bouder» означает «сердиться». От глагола произошло и существительное «boudoir», то есть комната для дамского уединения. В английском варианте “lady’s sitting room” – дамская уборная.
Понятно, что вначале речь шла о месте, где женщину буквально не стоит беспокоить. В то время в будуаре в прямом смысле уединялись сердитые великосветские дамы.
Впоследствии будуар стал превращаться в стильный женский уголок, комнату отдыха, отдельную от спальни. К ней будуар стал пристраиваться гораздо позже, получив функции современного «женского кабинета». В XVIII веке уже в каждом богатом солидном доме обязательным было наличие будуара.
Рождение будуарного стиля
Будуар всегда обставлялся удобной красивой мебелью. Такой интерьер даже получил название «будуарная обстановка». С течением времени к убранству женских комнат относились всё более требовательней и внимательней, и будуары становились образцами роскоши и изыска. Они устилались дорогими коврами, в них находилось место для невероятных уникальных безделушек, затейливых вещиц и оригинальных кушеток.
Приглашение пройти в будуар могли получить только самые близкие люди: друзья и подруги дамы, с которыми можно было провести часы в задушевных беседах под звон бокалов и звуки музыки. Будуар был местом тайных переговоров и любовных свиданий.
В то же время будуар мог быть и рабочим кабинетом, комфортным местом для чтения книг, написания писем, комнатой для приема гостей, несмотря на то, что для гостевых посещений отводилась гостиная: salon во Франции и drauwing room в Англии. Женская комната могла быть обставлена письменным или рабочим столом, удобными диванами и уютными креслами, ночными светильниками и торшерами. В интерьере своего уголка дама могла раскрыть свои истинные пристрастия и не идти на поводу у светской моды. Будуар полностью соответствовал желаниям и вкусам хозяйки роскошных апартаментов.
Поскольку будуар имел ограниченное в сравнении с другими комнатами дома пространство, его убранство требовало изящества и утонченности. Чаще всего дамы старались использовать в интерьере мягкость пастельных тонов. Так называемую «будуарную гамму» составляли оттенки розового и пепельно-розового, холодные, бледные, серые тона, бежевый и жемчужный цвет. В Европе своеобразным центром будуара мог быть камин с изысканным великолепием отделки. В России в дворянских усадьбах вместо камина чаще всего ставилась изразцовая каменная печь.