В XIX веке на смену ампиру, который до этого времени царствовал в Европе, пришел бидермейер. Сначала зародившийся в Германии стиль был привилегией исключительно среднего класса, но скоро он стал востребованным в Австрии и Дании, и быстро проник в культуру и искусство.
В России интерьеры усадеб в стиле бидермейер появились в первой половине XIX столетия. И хотя с тех пор нравы, вкусы и взгляды сильно изменились, интерьеры времен Пушкина снова возвращаются в наши дома. В чем секрет такого внимания – сейчас расскажем.
Из истории бидермейера
Однажды немецкий писатель Людвиг Айхродт (1827-1892), творивший под псевдонимом Готлиб Бидермайер, написал произведение о провинциальном учителе. Его литературный герой не стремился к красивым вещам и при этом был вполне доволен жизнью. Поэтому новый, простоватый стиль, (который, как вы поняли, назван по фамилии автора), многие годы считался мещанским: людям, привыкшим к дорогой обстановке и изысканному декору, он казался признаком плохого вкуса.
Но время шло, и отношение к бидермейеру тоже менялось: из непритязательного мещанского он превратился в символ домашнего уюта и тихой размеренной жизни. А еще на создание интерьера, который теперь воспринимался как красивый и лаконичный, не требовалось больших денег.
Мебель и предметы декора
От интерьеров в стиле бидермейер веет покоем и благополучием. Важная особенность: пусть небольшие, но просторные комнаты, главный принцип выбора предметов – практичность, удобство и функциональность. Яркая черта стиля: красивая, добротная деревянная мебель с округлыми линиями, без всякого украшательства. И непременно – камин, деревянный паркет, секретер или письменный стол с большим количеством ящичков, в спальне комод.
В декоре предпочтение отдается полоске и цветочному принту, из цветов преобладают коричневый, желтый, синий, розовый. Обязательно статуэтки, картины в рамах, комнатные цветы, на полу – уютный ковер. И много текстиля, в том числе бархатные шторы.
Бидермейер в наши дни
В наше время в стиле бидермейер оформляют гостиничные номера и комнаты в городских квартирах. Простая, но разнообразная многофункциональная мебель: диваны, столы, стулья. Воздушные шторы в «цветочек», обои в полоску или с цветочным рисунком, на стенах – картины в рамочках.
Как же могло случиться, что интерьеры, в которых более века назад творили Пушкин и Гете, стали близки нашим современникам? Может секрет кроется в практичности и комфорте, к которым призывает стиль бидермейер, и к чему все мы так стремимся?