Сегодня речь пойдет об архитекторе испанского происхождения Антонио Гауди. Из никому не известного строителя он превратился в самого модного и высокооплачиваемого художника Барселоны конца XIX – начала XX-го века. Его стиль до сих пор остается одним из самых ярких и узнаваемых за всю историю существования архитектуры как искусства, а многие его работы удостоились чести попасть в список «Всемирного наследия ЮНЕСКО».
Единство архитектуры и внутреннего убранства
Гауди охотно использовал приемы ремесленного промысла, прибегал к удивительным оригинальным решениям, придерживаясь при этом законов природы и геометрии. Он вовсе не был приверженцем старых традиций и охотно применял в своей работе все технологические новинки своего времени.
Для Антонио Гауди красота архитектуры заключалась в совершенстве ансамблей. Именно поэтому ни одна деталь его работ не оставалась без внимания мастера – от проекта здания до распоследней половицы на балконе.
В работе над многими домами Гауди выступал не только в роли строителя, но и оформлял их внутреннее убранство, а также создавал авторскую мебель. Так в 1878 году художник спроектировал стол, который в последствии получил известность как стол Гауди. К большому сожалению, этот предмет не дошел до наших дней. В 1936 году он сгорел во время пожара в храме Саграда Фамилиа, сохранились лишь его немногочисленные фотографии.
Мебель и литургические предметы работы художника украшают Искупительный храм Святого Семейства в Барселоне. Гауди также руководил отделкой девяти часовен крипты, сам работал над оформлением их алтарей, дверей и светильников.
Знаменитые дома
Дом Кальвет – одна из достопримечательностей Каталонии. Гауди спроектировал этот роскошный частный жилой дом и работал над его внутренней отделкой. В частности, продумал рисунок, покрывающий пол, стены и потолок, разработал дизайн фурнитуры для дверных проходов. Для этого здания он создал и авторскую мебель, которая сейчас выставлена в музее зодчего в Барселоне.
Предметы мебели по эскизам художника обычно воплощали в жизнь столяры-краснодеревщики Бардес и Казас. Они изготовили предметы из дуба, не используя при этом ни единого гвоздя. Спинки скамеек и стульев, выполненные в форме листьев и сердец будто бы сами собой вырастают из сидений, как ветки из стволов деревьев – натурально и органично.
В доме Батльо архитектор занимался перепланировкой и внутренним дизайном. Стены и потолок художник украсил гипсом, придав ему естественную форму. Декорировав стены и окна сочетанием стекла и дерева автор подчеркнул удивительную пластичность интерьера.
Мебель в столовой также принадлежит авторству Антонио Гауди. Дубовые лавки и стулья повторяют форму тела и кажутся куда мягче, чем есть на самом деле. Для изготовления дверной фурнитуры этого дома художник делал гипсовые слепки ладони, добиваясь идеальной эргономичности.
Дом каменоломня или Каса-Мила имеет узнаваемые округлые формы, что весьма характерно для Гауди. Стены этого строения внутри украшены фресками. Войти в здание можно через один из двух внутренних двориков, которые обеспечивают естественное освещение и вентиляцию дома. Входы украшают изящные кованые решетки. Мебель, оконные переплеты и дверная фурнитура также разработаны самим архитектором.
В заключение хочется отметить, что все, без исключения, проекты великого мастера человекоориентированы и представляют собой так называемую «гуманную архитектуру», в которой художественная красота не противоречит, а способствует замечательной функциональности каждого предмета.