Акилле Кастильони родился 16 февраля 1918 года в Милане. Его по праву относят к числу основоположников современного дизайна. Его авторству принадлежат работы, которые стали символами нынешней эпохи: светильник Taccia – «мерседес в мире ламп», как называл его сам Акилле, дизайнерские табуреты Mezzadro и Stella.
Основные направления его деятельности
Кастильони великолепно проектировал: за полувековую практику он разработал не менее 150 объектов. Сфера его интересов распространялась не только на предметы мебели и освещения. Он также занимался дизайном бытовой техники и автомобильных сидений, часов и дверных ручек, выключателей и наушников, больничных кроватей и еще множества других вещей. Даже реконструировал и восстанавливал дома в Милане, работая в качестве архитектора.
Его почерк отличается четкостью, выразительностью и функциональностью. Его работы – незабываемые и яркие в силу легкой иронии, присущей их автору наряду с инженерным образом мышления.
Акилле девять раз становился обладателем «Золотого циркуля» (Compasso d`Oro) – наивысшей награды Италии в области индустриального дизайна. А 14 его произведений включены в постоянную экспозицию Музея современного искусства в Нью-Йорке.
Помимо этого, Кастильони активно преподавал. Он читал лекции по дизайну в университетах Милана и Турина, воспитал несколько поколений талантливых архитекторов и дизайнеров.
Выставочная сценография – еще одна грань таланта Акилле. Он оформил огромное количество демонстрационных стендов для самых разных промышленных компаний на всевозможных ярмарках. Оформлял музейные экспозиции и выставочные шоу-румы для брендов.
Семейная преемственность
Отец Акилле Кастильони был знаменитым скульптором. Его старшие братья также пошли по родительским стопам. Пьер Джакомо и Ливио окончили Миланский Политех по специальности: «архитектура». Став дипломированными специалистами, они совместно основали собственную дизайнерскую студию. Братья занимались промышленным, интерьерным и выставочным дизайном. Позже, по окончании университета, к ним присоединился и Акилле.
В 1952 году старший из братьев, Ливио, ушел в работу над собственными проектами. А Пьер Джакомо и Акилле продолжили трудиться совместно, оставаясь не только партнерами, но и соавторами. Начиная с 1952 года и до самой смерти Джакомо, все работы – плод их совместного творчества, подписанные именами обоих братьев.
Даже после смерти брата и постоянного соавтора Акилле сохранил привычку творить в тандеме. Он с удовольствием привлекал к своей работе сторонних художников.
Творчество
Порядок своей работы он описывал следующим образом: «Начинать с нулевой черты. Придерживаться здравого смысла. Помнить о целях и средствах». Логичный взгляд прирожденного инженера был не лишен изящного налета иронии и способности подмечать курьезное и парадоксальное.
Его знаменитый табурет Stella – яркий тому пример. Обычное велосипедное седло, укрепленное на металлической ножке появилось в результате наблюдения за особенностями человеческого поведения во время телефонного разговора. Хождение вокруг стационарного аппарата, желание присесть, но не до конца, слегка. Велосипедное сиденье оказалось идеальным решением данной потребности.
Из этих же соображений был создан еще один всемирно известный шедевр – стул Mezzadro с пластмассовым тракторным сиденьем.
Хорошо забытое старое
Акилле нравилось использовать уже придуманные когда-то и кем-то вещи. Несколькими точными штрихами он дополнял предмет, после чего тот получал совершенно новые свойства. Стулья с транспортными сиденьями, дизайнерские торшеры с автомобильными фарами, столы и тумбы из деревянных ящиков.
Разумеется, работы Кастильони совершенно не напоминают хенд-мэйд или примитивные поделки из области «вид потеряли, но выкинуть жалко», как о них едко отзывались критично настроенные эксперты. Вещи обладают выверенными, тщательно рассчитанными мастером пропорциями и эргономикой. Их форма и функциональность доведены до идеала. Лишь суть, основополагающий принцип был пойман цепким взглядом художника в окружающем мире.
Десятилетиями Акилле собирал коллекцию всевозможных, порой несуразных вещей неизвестных авторов, но обладающих, на его взгляд, очевидной дизайнерской ценностью. Подобными предметами в квартире Кастильони под завязку набит целый шкаф.
По воспоминаниям его учеников, мастер частенько пользовался предметами из своей коллекции как учебными пособиями. Во время занятий он открывал неизменный саквояж, и из него появлялись поделки из жестяных банок, найденные в Тегеране, галоши из СССР, гротескная оправа для очков, маска-шлем для сварочных работ, дуршлаг или резиновая присоска.
Во всем этом он находил удивительное проявление своеобразной логики и успешно достигнутой автором цели при наличии минимальных подручных средств. Словом, все эти вещи ассоциировались у него с яркими примерами действительно качественного дизайна – того, к чему стоит стремиться.