Едва ли не у каждой семьи в чулане или на чердаке среди всякой всячины промелькнут изящные изгибы когда-то модного венского стула. Раньше их можно было встретить на каждом шагу – великолепно гармонирующие с любым интерьером, они стали чем-то обыденным и привычным.
Разве придет кому-то в голову, что нечто примелькавшееся, на самом деле – истинный шедевр, жемчужина промышленного дизайна. А между тем, венский стул – это единственный в истории случай, когда изделие широкого потребления производилось без изменений на протяжении полутора сотен лет.
Итак, в чем же секрет оглушительного успеха обычного стула, совершившего настоящий переворот искусстве оформления интерьеров?
Движущая идея Михаэля Тонета
Он был немецким краснодеревщиком и плотником, который мечтал создавать недорогую, но надежную и удобную мебель. Эпоха бидермейера в разгаре – плавные линии, камерность, романтика в повседневных вещах, и Михаэль начинает свои изыскания. Он применяет в производстве технологию, известную еще в древнем Египте – использует пар для изгибания древесины.
Внедренный Тонетом способ промышленного изготовления мебели при помощи склейки шпона с фанерными формами не был оценен на родине изобретателя. Спустя 12 лет с момента начла экспериментов, его мастерскую конфискуют, а Михаэль перебирается в Вену. Там он патентует свое изобретение и, под патронатом австрийских императора и канцлера, организовывает серийное производство мебели.
Первая партия абсолютно одинаковых стульев для заказчика из Будапешта в количестве 400 штук увидела свет в 1850 году. Тогда еще мебель не приобрела громкого названия и скромно именовалась модель №1. А уже в 1859 в серию пошла модель №14, сделавшая Михаэля Тонета знаменитым.
Легендарный стул собирался из 6 частей, которые скреплялись при помощи металлических винтов. Они поступали заказчикам в ящиках по 36 штук в разобранном виде и собирались непосредственно на местах. Это существенно сократило расходы на логистику, хранение, и в конечном счете, на себестоимость мебели.
К слову, она была не только самой дешевой, но и самой легкой и прочной из всех существующих. В доказательство этого стул даже сбросили с Эйфелевой башни, и знаменитый предмет мебели с честью выдержал испытание.
Изделие № 14 обретает имя
Когда обусловленное патентом время привилегированного выпуска Тонетом мебели из обработанной паром древесины подошло к концу, технологию и дизайн передрали все, кому не лень. Так, собственно и возникло известное ныне понятие «Венский стул».
В новый век бренд «братья Тонет» входил с каталогом, в котором значилось порядка двух тысяч предметов мебели в 12 разнообразных вариантах оформления. Однако мода постепенно менялась под влиянием свежего взгляда новых молодых дарований в сфере дизайна. А Тонет этот момент благополучно упустил.
В лидеры рынка выбился основной конкурент компании – «Я. и И. Кон». В сотрудничестве с новыми талантливыми Венскими архитекторами они превратили общедоступную и недорогую мебель из безымянного предмета ширпотреба в модное дизайнерское направление.
Но мода, как водится, дама капризная, и свежие дизайнерские изыски быстро теряли популярность. А скромная грация Тонетовского изгиба незаметно превратилась в классику, одинаково любимую в уличных кафе и в пышных императорских дворцах.
Тиражи выпуска Тонетовских стульев исчислялись миллионами, но, тем не менее, коллекционеры готовы платить огромные деньги за отдельные экземпляры венской мебели. Так что имеет смысл заглянуть на свой пыльный чердак. Кто знает, вдруг там хранится вовсе не рухлядь, а настоящее сокровище.