В чем разница между одаренностью и гениальностью? Быть может, в том, чтобы опережать свое время. Предмет, созданный гениальным автором, позволяет нам представить, каким станет наше будущее. А через много лет олицетворять собой целую эпоху, послужив источником вдохновения для создания множества прекрасных вещей. Давайте поговорим о том, какие современные дизайнеры претендуют на высокое звание голоса нашего времени.
Филипп Старк
Старка по праву называют персоной номер один, когда речь заходит о дизайнерах современности. Многие именитые критики признают, что в работах, созданных Филиппом, наиболее ярко и убедительно воплощены в жизнь идеи постмодернизма. В его проектах присутствуют блестящая ирония и эклектичность, потрясающий коктейль культурных пластов.
Это он создал «Призрак» – бесцветный пластиковый стул, чей силуэт копирует вычурные аристократичные кресла.
А его линейка светильников, оформленных в виде золотых автоматов и пистолетов и вовсе имеет антимилитаристский подтекст. Таким оригинальным образом художник заставил «замолчать пушки».
Известностью он обязан своей универсальности – Филиппу одинаково виртуозно удается создавать обычные бытовые вещи и работать над дизайном интерьеров роскошных ультрасовременных яхт. Облик яхты Venus, принадлежащей Стиву Джобсу, стоимостью в сотню миллионов евро придумал Старк.
Слава Филиппа Старка сравнима с популярностью звезд шоу-бизнеса. К слову, он первый из современных дизайнеров добился такой известности. Ведь в его портфолио, помимо эксклюзивных дорогих интерьеров, немало таких работ как оформление зубных щеток или бюджетных смартфонов «made in China». Он не жалеет времени на то, чтобы создавать простые и демократичные вещи, чтобы любой человек мог позволить себе иметь что-то, придуманное «самим Старком».
Марсель Вандерс
В отличие от Старка, Вандерс ироничен по отношению к самому постмодернизму. Дизайнера из Нидерландов забавляет концепция оголтелого стремления в будущее. Работы Марселя наполнены отсылками к материальной культуре прошлого.
Вандерс готов спорить с теми, кто убежден, что функциональность – наше все. Он высмеивает минимализм, считая, что его придумали лентяи, потому что там и делать-то нечего. Оптимализм – вот его знамя.
Марсель старается создавать такие вещи, которые достойны не восхищения, но искренней и долгой любви. Нечто такое, что станет источником воспоминаний, будет бережно передаваться из поколения в поколение. Этакая заявка на создание «антиквариата будущего», драгоценного во всех смыслах. Его работы – это действительно красивые предметы. Он даже свою студию назвал Moooi, что можно перевести как «Красотииища».
Карим Рашид
Египтянин по отцу и англичанин по матери, Карим имеет свой легко узнаваемый почерк благодаря ярким цветам и округлым формам своих работ. Если перед вами нечто жизнерадостное, похожее одновременно на броскую игрушку и деталь звездолета – это его рук дело.
Рашид утверждает, что никогда не черпал вдохновение в шедеврах прошлых лет. У него, как у истинного инфлюенсера, есть даже собственный манифест дизайна, в котором он призывает брать в расчет изменчивые общественные нормы поведения и следить за устремлениями нынешней культуры. По его мнению, дизайнер обязан не просто конструировать промышленные предметы, но разбираться (внимание!) в самой жизни.
Направление, в котором Карим Рашид создает свои работы, он называет поплюкс (люкс, только популярный, общедоступный). Согласно этой концепции следует создавать такие вещи, которые потрясающе выглядят, но при этом, не стоят как крыло самолета.
Наото Фукасава
Наото – гуру аскезы, пророк визуальной чистоты предметов. Его работы пользуются особенной популярностью у коллег по цеху – взгляд не замыливается, буквально мимо проскальзывает, настолько они чисты.
Наото считает, что дизайнеру не пристало выпячивать свою личность в работах, поскольку это граничит с чрезмерной манерностью. По его мнению, истинное мастерство и наибольшая сложность состоит как раз в том, чтобы создать нейтральную вещь. Такой подход, скорее всего, сформирован под воздействием японской культуры, известной своей сдержанностью и скромностью.
Отсутствие визуальной выразительности мастер компенсирует «тактильным брендированием», важную роль отводя текстуре, изгибам и весу предмета. Чтобы владелец по одному касанию мог узнать «руку мастера».
Ора Ито
Ора Ито – самый молодой из списка, 42-х летний гениальный самоучка французского происхождения. Его Настоящее имя – Ито Марабито. Он происходит из династии знаменитых скульпторов. Именно для того, чтобы его заслуги не приписывали громкому родовому имени, дизайнер взял себе псевдоним, который и принялся рьяно продвигать.
В 99-м вышла серия картинок его авторства, где продукты известных брендов были представлены в новом виде, среди которых: Макбук для хакера камуфляжной расцветки, спортивный беговой рюкзак Луи Виттон.
Суть проекта – представить, какой ассоциативный ряд возникает у человека при взгляде на знаменитые логотипы и создать нечто совершенно неожиданное. Так своеобразно мастер выразил свою иронию над обществом, которое идет на поводу у крупных концернов, навязывающих идеологию потребления.
Идея дизайнера также обрела основу и обзавелась собственным названием – симплексити. Термин объединяет в себе два понятия: простоту и сложность (simplicity и complexity). Согласно данному постулату мастера, вещь должна иметь глубокий, досконально проработанный смысл, заключенный в простые формы.
Концепцию простых вещей с глубоким смыслом используют многие современные дизайнеры, но только Ора стал настоящим «лицом» этого направления. Уж больно удачный термин придумал, да и количество безупречно простых, но бесспорно глубокомысленных предметов в его портфолио говорит само за себя.