Накануне Дня мебельщика, который традиционно отмечается во вторую субботу июня, публикуем список самых влиятельных кресел, диванов и столов. Рейтинг составили корреспонденты NY Times в сотрудничестве с командой дизайнеров и архитекторов.
Пьеро Гатти, Чезаре Паолини и Франко Теодоро, кресло Сакко, 1968
Кресло Сакко (или более привычное для нас название кресло-мешок) является редким дизайнерским объектом, который мгновенно становится классикой как в комнатах отдыха, так и в музейных коллекциях. В 1972 году оно было представлено на выставке MoMA “Италия: новый внутренний ландшафт”, на которой выставлялась мебель, выходящая за рамки эстетики и функциональности и направленная на социокультурные изменения, в том числе на отказ от буржуазных привычек.
Ле Корбюзье, LC14 “Табуре Кабанон”, 1952
Некоторые из лучших дизайнов создаются дома. Прекрасным примером является LC14 Табурет Кабанон, который французский архитектор швейцарского происхождения Шарль-Эдуард Жаннере, известный как Ле Корбюзье, построил для своего коттеджа в Рокбрюн-Кап-Мартен, загородной хижины, которую он спроектировал (как сообщается, за 45 минут) на Французской Ривьере. Помещение площадью примерно 160 квадратных футов было почти монастырским, и большая часть мебели была встроена в него. В качестве примера функциональности ящики можно использовать в качестве стульев, приставных столиков и мест для хранения вещей. Они изготовлены из дерева (каштана или дуба) и были вдохновлены ящиком для виски, который архитектор нашел на пляже. Отсюда и соединения в виде ласточкиного хвоста и продолговатые отверстия-ручки по бокам.
Ле Корбюзье, Пьер Жаннере и Шарлотта Перриан, шезлонг, 1928 г.
В 1929 году Ле Корбюзье вместе со своим двоюродным братом Пьером Жаннере и их коллегой-архитектором и дизайнером Шарлоттой Перриан создали модернистский интерьер для выставки осеннего искусства в Париже. В знак решительного отказа от эмалированных украшений в стиле ар-деко, преобладающем в то время, они представили скрытые светильники, столы со стеклянными столешницами, зеркальные шкафы и кресла из трубчатой стали, в том числе изящный шезлонг a Réglage Continu. Благодаря Н-образному основанию из двухцветной стали, поддерживаемому хромированными трубками, шезлонг повторял форму человеческого тела, лежащего на спине. Это был один из первых эргономичных предметов мебели, которые когда—либо производились. На раме, которую можно было регулировать, меняя угол наклона, лежал тонкий матрас из черного меха с цилиндрическим подголовником. Слишком радикальное для своего времени и дорогое в изготовлении, это изделие просуществовало десятилетия и стало эмблемой модернизма
Джордж Накашима, журнальный столик из слэба, около 1950 года
В наши дни мебель из слэбов, кажется, встречается повсюду. Каждая такая вещь в долгу перед необработанным великолепием оригинальных журнальных столиков Джорджа Накасимы. Накасима, который родился в Спокане, штат Вашингтон, в семье японских иммигрантов, зарекомендовал себя как дизайнер мебели, прежде чем был заключен в тюрьму со своей семьей в Айдахо во время Второй Мировой войны. Находясь там, он еще больше отточил свои навыки деревообработки под наставничеством такого же заключенного мастера-плотника. После освобождения Накасимы в 1943 году он поселился в штате Пенсильвания, где основал собственную студию по изготовлению мебели. Вместо того, чтобы выправлять неровности и несовершенства, Накасима решил выделить их, радикальный подход в то время. Каждый стол был уникальным и для дерева и столяра, который с ним обращался.
Билл Штумпф, стул Эргон, 1976
Древние греки изготовляли стулья с изогнутыми спинками, но только в 1970-х годах эргономика была воспринята промышленными дизайнерами. Именно тогда Герман Миллер привлек американского дизайнера Билла Стампфа. Который в свою очередь работал с медицинскими экспертами исследовавшими идеальную сидячую позу. Их исследования основывались на рентгеновских снимках и замедленной фотографии. В результате в 1976 году Штумпф придумал поворотное офисное кресло Эргон, изготовленное из двух кусков пены, покрытой тканью (один для спины, а другой для нижней части). Кресло имело рычаги газоподъёма, которые контролировали высоту и наклон – хорошая новость для женщин, которые присоединялись к рабочей силе в рекордном количестве но чей комфорт был полностью проигнорирован дизайнерами мебели.
Гае Ауленти, журнальный столик на колесиках, 1980
В 1980 году итальянский архитектор и дизайнер Гаэ Ауленти представила стол на колесиках: толстое стекло, установленное на больших резиновых роликах, которые согласно задумке дизайнера должны напоминать деревянные тележки, используемые для ввозки тяжелых предметов.
Дитер Рамс, 606 Универсальная система стеллажей, 1960
Немецкий функционалист Дитер Рамс не был создателем модульной системы, но он ее доработал и усовершенствовал. Конструкция системы поразительно проста: алюминиевые треки установленные на стенах, на которые можно закрепить полки, шкафы и даже столы. Эта система универсальна и может быть адаптирована к широкому спектру пространств, потребностей и эстетики.
Жан-Мишель Франк, Стол Парсонса, Около 1930 года
Некоторые предметы мебели настолько ненавязчивы и похожи на хамелеона, что вряд ли они кажутся спроектированными. Так обстоит дело со столом Парсонса, определяющей особенностью которого является его соотношение: независимо от размера стола, его ножки, которые стоят заподлицо с углами его поверхности, всегда должны быть равны по ширине толщине его верхней части.
Этторе Соттсасс, Зеркало с подсветкой, 1970
Хотя волнистое электрифицированное зеркало итальянского архитектора и дизайнера Этторе Соттсаса, которое излучает темно-розовое свечение, старше социальных сетей на четыре десятилетия, оно каким-то образом сумело предвосхитить селфи. Соттсасс создал его как очевидную дань женственности – его рябь якобы ссылаются на струящиеся волосы и изгибы тела.
Билли Болдуин, стул-тапочек, 1950-е годы
До 20-го века то, что мы теперь называем креслом-тапочком, было будуарным элементом викторианской эпохи. Сиденье специально без подлокотников, чтобы вместить широкие дамские наряды. В 1950-х годах американский декоратор Билли Болдуин подарил стулу вторую жизнь. Он заменил парчовую и воланную отделку на что-то более чистое и современное. Низкое сиденье с высокой спинкой было обшито плиссированной юбкой или плотным чехлом, доходящим до самого пола. Балдуин считал, что слишком много голых ножек стула, находящихся на виду, делало комнату “беспокойной”.